Иркутск, 20 февраля – АиФ-ВС. О самом красивом и необычном его обитателе «АиФ в ВС» рассказал потомственный исследователь здешнего эндемика, главный специалист Байкальского музея ИНЦ СО РАН, руководитель группы аквариумных композиций Владимир ПАСТУХОВ.
Спец по эндемику
Наш гость - сын известных учёных: биолога Галины Ивановны Поповской и признанного авторитета в области изучения байкальской нерпы Владимира Дмитриевича Пастухова.
- Начиная работать в 60-70-е годы, поколение наших родителей столкнулось с тем, что отдельные животные и явления на Байкале были описаны слабо. Например, никто не знал, как рожает нерпа. Многие до сих пор думают, что это происходит в воде. На самом деле нерпёнок до месячного возраста не имеет представления, что такое вода.
Эти и другие научные данные собирались в многочисленных экспедициях. Родные посчитали: Владимир Пастухов старший провёл в «полях» около 6 лет своей жизни. Почти всегда его сопровождали жена-единомышленница и двое сыновей.
- Я начал ходить в экспедиции с 6 лет. И, варясь в этой кухне с детства, просто не мог не продолжить дело отца. В школе нас с братом дразнили «научниками», а соседи смеялись, когда мы сажали картошку в середине мая: нужно было успеть в экспедицию. В это время нерпа линяет и массово выходит на лёд. Люди ездили отдыхать на юг, а семья Пастуховых - за тающими льдами на север Байкала. При учётных работах холод страшный, лёд как сито, мотоцикл то и дело проваливается, - вспоминает Владимир Владимирович.
Сейчас многое изменилось. Появилась нетонущая техника, на смену биноклям и фотоаппаратам пришли современные технологии, которые позволяют наблюдать за животными, не выходя из кабинета. Вот уже три года на берегу Ушканьих остров - излюбленном лежбище нерп - установлена видеокамера, которая в режиме реального времени передаёт изображение в лабораторию Байкальского музея.
- Но всё же мы до сих пор серьёзно отстаём от тех же американцев, которые с помощью электронных датчиков, чипов на теле животного, могут фиксировать его место нахождения, скорость, температуру тела, глубину погружения Внедрив такие инновации, мы бы без труда ответили на вопрос: как, куда и когда мигрирует нерпа? Является ли она проходной на наблюдаемом лежбище или живёт обособленной популяцией, не уходя далеко от «дома».
«Умеренность есть лучший пир»
Спор между учёными и «зелёными» вызывает и другой вопрос: много или мало нерпы в Байкале, можно не неё охотиться или нет?
- Сказать точно, сколько особей насчитывается сегодня, нельзя. Последний учёт проводился в начале 2000-х. Однако то, что нерпы с тех пор стало существенно больше, - это факт, - говорит Владимир Пастухов. - Она появилась в тех местах, где никогда не встречалась раньше, - рядом с населёнными пунктами, базами отдыха Это отмечают все: от учёных до туристов, рыбаков и капитанов судов. И когда мне звонят напуганные иностранцы со словами: «Мы приедем спасать нерпу!», я отвечаю: «У неё нет врагов под водой. Подумайте лучше о бездомных собаках и кошках».
Вероятнее всего, сейчас численность нерпы составляет 120-140 тысяч. Сказывается введённый запрет на добычу байкальских тюленей. Эта мера была вынужденной. В 90-е годы страна катилась в пропасть. На охоту вышли даже те, кто ни разу не держал в руках ружьё: надо было как-то кормить семью. В результате большинство особей-первородков добывалось, так как у них самый ценный мех. Популяция стала стремительно стареть.
Полный запрет на отлов, по мнению специалиста, перевесил чашу весов в другую крайность.
Фото Ольги КАМЕНСКОЙ
- Увеличение популяции нерпы так же негативно, как её малочисленность, - уверен Владимир Пастухов. - В результате возникнет пищевая конкуренция, кормовая база уменьшится. Нерпёнок, который только научился есть рыбу, никогда не сможет конкурировать со взрослыми животными. Вторая опасность - болезни и эпидемии. Если люди не могут регулировать численность, природа сделает это сама. Такая ситуация возникла в 1987 году, когда произошла массовая гибель нерпы от морбилливируса.
Самое время вспомнить слова Державина: «Умеренность есть лучший пир» и разрешить добычу тюленя, считает исследователь. Но подчёркивает, что промысел должен быть государственным и строго контролируемым: квоты на отлов нужно выдавать не частным лицам, а одному-двум сильным зверохозяйствам. Иначе чаша весов вновь качнётся в противоположную сторону…
Пропитание важнее экологии
- Человек настолько глубоко оставил свой след на земле, что невольно приходишь к выводу: пора поворачивать оглобли в сторону охраны природы. Некоторые понимают это буквально: поставить пост с ружьём и никого не пускать. Охрана должна быть цивилизованная, - рассуждает мой собеседник. - Сегодня нельзя ограничиваться призывами, запретами и т.п., пора менять отношения между человеком и природой, воспитывать разумное потребление природных ресурсов: не бери ничего лишнего и всегда старайся возместить ущерб, который нанёс. Этому мы учим многочисленных посетителей Байкальского музея, а также студентов и школьников, которые проходят курс «Байкаловедение» в созданном на базе музея экологическом классе.
- Нынешний год в России объявлен Годом экологии. На ваш взгляд, есть надежда, что будут решены застарелые экологические проблемы или это просто формальность?
- Я всячески поддерживаю эту идею, но не уверен, что она быстро принесёт ожидаемые результаты. У нас в стране, к сожалению, пропитание важнее всего остального. Человек убивает оленя не ради забавы - он его съедает, потому что не может купить кусок говядины на рынке из-за дороговизны и отсутствия денег. Экологические проблемы напрямую связаны с социально-экономическими.
Кстати
Нерпа очень похожа по строению на собаку. Непросвещённый не отличит череп собаки от черепа нерпы.
Самки и самцы нерпы очень отличаются друг от друга внешне: самки миловидные, изящные, самцы – грубые, морщинистые.
Нерпы живут максимум 56 лет. Детёныша вынашивают 11 месяцев. При этом двойня рождается лишь в одном из ста случаев. Тройни учёными не зафиксировано. В неволе байкальские тюлени не размножаются.
Во время беременности у нерп может возникать латентная диапауза продолжительностью до года, то есть эмбрион зарождается, но при неблагоприятных условиях замирает и продолжает развиваться лишь спустя время. Известен случай, когда нерпа родила двух детёнышей-близнецов, которые были зачаты от разных отцов с разницей в один год.
Нерпе на больших глубинах не нужно зрение, чтобы добывать пищу. Она, как летучая мышь, легко ориентируется в темноте при помощи эхолокации.
Большую часть жизни нерпа проводят под водой, но при этом нуждается в воздухе каждые 15 минут. При необходимости животное может обходиться без воздуха до 1,5 часов. Зимой она дышит через специальные отдушины.
Нерпа может спать в воде.
Существуют также каспийская нерпа (эндемик Каспийского моря) и кольчатая нерпа (наиболее часто встречается в Арктике).