В экспозиции представлены коллекции известного во всём мире Хайтинского завода, существовавшего в посёлке Мишелёвка с 1869 по 1998 годы.
Войдя в зал с сияющими витринами, словно попадаешь в мир сказки, фантазии и королевской роскоши: на чашках сервизов здесь распускаются цветы, порхают бабочки, пузатые чайники «глядят» на посетителей завораживающими орнаментами, а милые скульптурки так и просятся в руки. Всего здесь несколько сотен экспонатов, ещё больше четырёх тысяч ждут своего часа в хранилищах. Планируется, что выставка будет регулярно обновляться. Однако один из самых ценных предметов экспозиции - чайную кружку с портретом основателя Музея сибирского фарфора Ивана Даниловича Перевалова - вряд ли будут когда-нибудь убирать, это гордость и своеобразный символ возрождения музея.
Первым владельцем фарфорового производства в Сибири был купец Сыропятов. Но глину ему поставляли крестьяне братья Переваловы - Данил и Филипп из села Узкий Луг Иркутской губернии. Разбогатев, они перекупили у Сыропятова завод и в 1869 году основали «Фарфорово-фаянсовую фабрику торгового дома Переваловых». Глину для производства стали добывать в месте слияния реки Хайты с рекой Белой. Поначалу посуда получалась грубой и большим спросом не пользовалась. Каолиновые глины с горы Голубичной, которые по своим свойствам не уступали известным месторождениям Германии и Бельгии, не могли полностью исправить ситуацию. Производству требовалась модернизация. На фабрике установили новые паровые машины, японские горны для обжига, были приглашены квалифицированные работники из европейской части России. Лишь после этого завод начал выпускать высококачественную, отличающуюся необыкновенной белизной, чистотой и тонкостью черепка посуду. Сибирский фарфор нисколько не уступал образцам Санкт-Петербургского императорского завода.
Третье рождение
В 1880 году Иван Данилович Перевалов, приняв от отца управление заводом, основал при нём музей, в котором хранились предметы не только фабрики Переваловых, но и образцы западноевропейского, восточного фарфора, изделия ведущих заводов России.
Во время революции экспозицию музея растащили по тарелочке, затем снова возродили. В 1998 году Хайтинский фарфоровый завод (такое название фабрика получила в 1954 году) прекратил существование, а вместе с ним и музей. Таким образом, сейчас произошло третье рождение музея. Это стало возможным благодаря президентскому гранту в 500 тысяч рублей, который выиграли сотрудники Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, и спонсорской поддержке благотворительного фонда «Меценат».
В 2004 году музейные работники насильно вывезли коллекцию, которую новый собственник завода хранил в сыром подвале. Бизнесмен посчитал, что он купил вместе с производством и музей, но в учредительных документах не было слова «музей».
На подготовку выставки ушло почти 5 лет. «Нужно было измерить, описать, внести в инвентарную книгу пять тысяч предметов, - рассказывает старший научный сотрудник Иркутского художественного музея Анастасия Грызлова. - Изучив коллекцию, мы поняли, что это богатство нельзя обратно запаковать в коробки и поставить в хранилище.
Выставка с лёгкой грустинкой
Первыми посетителями музея стали те, кто о хайтинском фарфоре знает не понаслышке - работники завода. Осмотрев экспозицию, все они отмечали, что это выставка с лёгкой грустинкой, так как регион не смог сохранить уникальное производство, не смог его отстоять, создать условия, при которых мы бы до сих пор гордились сибирским фарфором.
Татьяна Галейникова работала художником, создавая новые формы, рисунки для всех видов росписи (деколь, шелкография и ручная), а затем заведовала музеем при заводе. Фарфоровому производству женщина отдала 20 лет - с 1970 по 1990 годы. Это был период рассвета советского фарфора, признаётся она. Тогда работали замечательные художники и скульпторы, у каждого из них был индивидуальный, неповторимый стиль. Но всех их объединяла единая марка на изделиях - горностай.
- В 70-х годах завод был реконструирован, набирал темпы, в портфеле было много интересных, перспективных разработок, и у нас была надежда, что все они будут когда-то внедрены в производство, - рассказывает Татьяна Георгиевна. - Если бы тогда цена на топливо была ниже, себестоимость фарфора значительно сократилась, и завод бы выжил. Наш фарфор был самый белый, крепкий и экологически чистый, по сравнению с китайским, который наводнил сегодня наш рынок.