Причём именно в том месте, где в её священные воды ступила нога Иисуса Христа. Хоть и не в канун праздника, но корреспонденту «АиФ в ВС» удалось побывать на месте далёких событий.
Соседские «разборки»
В истории человечества, как известно, существует масса событий, по поводу которых до сих пор ломают копья учёные мужи. Одно из них - место крещения Иисуса, ставшее камнем преткновения в иорданско-израильских отношениях на многие десятилетия. Каждая из этих стран доказывала, что именно на её берегу Спасителя крестил Иоанн Предтеча. Археологи вели активные раскопки по обе стороны Иордана, и наконец-то в 1996 году в этом вопросе была-таки поставлена точка: на левом берегу реки, принадлежащем Иордании, они обнаружили остатки пяти храмов-памятников. Культовые сооружения были возведены первыми христианами, и, как утверждают иорданские историки, возводились именно в том месте, где заходил в воду Мессия.
Кроме этого сохранилась уникальная мозаичная религиозная карта Иерусалима и Святой земли VI века н.э., которая считается ещё одним доказательством того, что важное для всех христиан событие свершилось именно на иорданском берегу, так как на ней сохранился фрагмент с точным указанием места крещения Иисуса Христа.
Кстати, победа в этом многолетнем библейском споре не только восстановила историческую справедливость, но и имела вполне материальный подтекст, поскольку от того, на каком берегу крестился Христос, зависело, куда потечёт неиссякаемый туристический поток (а значит, и деньги): в Иорданию или Израиль. Так что иорданцам в этом смысле повезло больше, чем их соседям по Святой земле.
И священная река не вечна
От развалин храма, где предположительно более двух тысячелетий назад происходил обряд Крещения, до нынешнего берега Иордана надо идти ещё метров 100, а то и больше. Трудно поверить, что когда-то это приличное пространство было полноводной рекой, а окружающая маложивописная местность именовалась «Садом Господним», и именно здесь находился Эдем. Вот уж воистину - всё течёт, всё меняется. Как утверждают иорданцы, за минувшие столетия уровень воды в реке упал почти на тридцать метров, и во многом этому поспособствовали сами люди: обе страны берут на различные нужды из этого источника больше, чем он может восполнить.
Современный Иордан - маленькая речушка мутно-зелёного цвета (чем-то похожая на нашу Куду), совершенно не соответствующая произошедшему здесь глобальному - в общемировом масштабе - событию. Её ширина всего-то метров пять-шесть (а, может, и того меньше), и кажется, что до противоположного берега, на котором израильтяне выстроили своеобразный «форпост», можно дотянуться рукой. Однако желающие очиститься от грехов в святой воде могут зайти в Иордан не более чем на два-три шага, иначе это будет считаться незаконным пересечением границы. С иорданского берега за порядком наблюдает вооружённый автоматом пограничник, на израильском - в поле зрения не попадает ни один человек, но ощущение такое, что из-за стен «цитадели» за тобой внимательно наблюдают.
Шоу «а-ля русс»
Надо сказать, что в воды Иордана окунаются только наши соотечественники. Все остальные туристы просто омывают лицо и руки из расположенной на берегу чаши, наполненной священной водой. Поэтому наш обряд - это самое настоящее шоу для многочисленных паломников со всего света, которое не просто с неподдельным любопытством наблюдают, но и снимают на фото- и видеоаппаратуру.
Что они при этом думают, остаётся только лишь догадываться, поскольку зрелище, действительно, весьма экзотическое. Например, женщины, прежде чем войти в Иордан (удивительно, но это, наверное, единственная река, в которой течёт солёная вода), должны переодеться в специальный наряд - белый холщовый балахон до пят, причём под ним, простите за подробности, больше ничего не должно быть. Для мужчин такого дресс-кода нет, они могут заходить в Иордан в обычных «купальных костюмах».
В дальнейшем, как уверяют знатоки, балахон, в котором дамы совершают погружения, можно использовать в качестве своеобразного оберега. В частности, если надеть его во время болезни, это поспособствует более быстрому излечению. Правда, целебное действие балахона будет распространяться только на ту персону, которая окуналась в нём в священные воды Иордана.