Примерное время чтения: 7 минут
1205

Окно в вечность. Чем светский художник отличается от иконописца?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ в Восточной Сибири» 18/12/2019
Елена Алёшина занимается иконописью уже больше 20 лет.
Елена Алёшина занимается иконописью уже больше 20 лет. / Елена Алёшина / Из личного архива

«АиФ в ВС» много пишет о культуре - спектаклях, выставках, актёрах, художниках, мастерах-ремесленниках, но так сложилось, что за последние годы мы ни разу не говорили об иконописи, хотя этот уникальный вид искусства имеет богатую историю в Приангарье.

Иркутское иконописание берёт своё начало с 17 века. Ранее, в период освоения Сибири, в строящиеся церкви и монастыри иконы привозили из европейской части страны. Затем к нам стали отправлять столичных иконописцев по распоряжению правительства. Многие из них оставались в Иркутске насовсем, открывали собственные мастерские и готовили учеников. Потребность в таких специалистах была очень высокая, потому что икона сопровождала русского человека повсюду. В каждом доме обязательно был «красный угол» - божница. Над дверями лавок, разных складов, на улицах и дорогах - везде ставились иконы. Образ святого люди брали с собой в путешествие, на войну.

В советское время иконы оказались под запретом, их уничтожали или использовали в качестве досок в быту, в лучшем случае - передавали в государственные музеи. В храмах, которые превратились в клубы, зернохранилища, конюшни и даже тюрьмы, закрашивали или вовсе сбивали красивейшие настенные фрески с библейскими сюжетами, иконостасы пускали на дрова. Но история сделала виток, и страна вновь вернулась к русским православным истокам, началось активное восстановление церквей, возродилась иконопись.

Где учат на иконописца, кто им может стать, чем икона отличается от картины и почему на ней не ставится имя автора, рассказывает одна из самых известных современных иконописцев Иркутска Елена Алёшина. Её работы украшают иркутский Собор Богоявления, Храм Блаженной Ксении Петербургской, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пивоварихе, Свято-Иннокентьевский храм в Анге.

Без авторского «я»

Удивительно, но иконописью Елена Анатольевна начала заниматься раньше, чем пришла к вере. Сначала это был чисто профессиональный интерес, желание художника освоить новую технику.

«Стала читать, изучать. Прежде чем написать икону, нужно познакомиться с огромным количеством богословской литературы, проштудировать информацию о том святом, лик которого ты изображаешь. Через образ святого вникаешь в историю, меняешь отношение к церкви, богу, приходишь к истинному пониманию веры. Теперь, когда мне задают вопрос: может ли невоцерквлённый человек заниматься иконописью, я привожу свой личный пример. У каждого своя дорога к богу, и как жизнь приводит человека в храм, судить не нам, - говорит мастер. - Другое дело, если художник, занявшись иконописью, так и не смог обрести веру. Такой человек просто не сможет писать иконы. Из-под его кисти будут выходить бездуховные картинки сомнительного качества. Можно, конечно, постараться скопировать образ, выполненный другими мастерами, но такая икона никогда не станет молитвенной».

Работа иконописца очень сильно отличается от работы светского художника, уверена Елена Алёшина. Иконописец не может писать икону как картину, пытаясь вложить в неё часть себя, свои переживания, своё видение святого, он лишь призван передать святость. Икона - это прежде всего образ: лёгкий, изящный, понятный. Он служит проводником между человеком и богом. Личность автора и техника исполнения здесь вторичны, главное - чётко следовать канонам. Именно поэтому иконы практически никогда не подписываются автором.

«Иконописные композиции и образы сложились буквально в первые века христианства и по сей день практически не меняются. При этом канон - это не строгое правило, а ограничение вольнодумства, - подчёркивает художник. - Если в церковном сюжете говорится, что сошёл святой дух в виде голубини, то он должен быть изображён в виде голубя, и никак иначе. Все сюжеты согласуются с евангелием и церковным преданием. Однако при всей каноничности иконописного искусства, оно очень разнообразное и уникальное. Ведь каждый храм имеет свою историю, назван в честь какого-то святого или евангельского события, и это обязательно отражается в его убранстве».

Есть и свои технические тонкости. В иконе особый графический, цветовой, композиционный язык. Не каждый светский художник сможет с ходу написать икону, даже если у него выходят великолепные портреты и пейзажи. Часто профессионалы сталкиваются с тем, что не могут провести нужные линии - не заточена рука, моторика совсем другая. Здесь нужны особые навыки, которые нарабатываются годами. Как и всякому серьёзному делу, церковному искусству нужно учиться - долго, упорно, с полной самоотдачей.

Главное - правильное «звучание»

Сейчас в Иркутске иконописи обучают на отдельном курсе в художественном училище, также иногда набирают группы учеников известные мастера. Все специализированные иконописные учебные заведения расположены в основном на западе страны. Самое ближайшее в сторону Сибири находится в Тобольске. При этом потребность в иконописцах в Иркутской области большая, людей этой редкой профессии катастрофически не хватает. Ведущих иконописцев в регионе можно сосчитать по пальцам, к ним выстраивается очередь из заказчиков.

«В большинстве наших церквей установлены временные иконостасы с печатными иконами либо со старыми, которые уже пришли в негодность, поэтому при любой возможности храмы стараются обновить убранство, заказать писаный иконостас. Пусть будет скромный, с минимум позолоты, но он будет «звучать». На иконе вообще может не быть золота, но образ от этого не страдает. Неважно, сколько стоит икона, главное, чтобы это был чистый, молитвенный образ. Художник должен сказать своё слово так, чтобы оно было услышано, написать так, чтобы его икона стала для кого-то откровением. При должном уходе писаная икона будет служить не один десяток лет, олицетворяя собой продолжение традиций богословия и веры. Не зря ведь икону называют окном в вечность», - говорит мастер.

Побыстрее и подешевле не получится

О стоимости своих работ Елена Анатольевна предпочитает не говорить. Но здесь и так всё понятно: любой ручной труд ценится гораздо выше печатной штамповки. Тем более создание иконы - процесс длительный и трудоёмкий, он включает несколько этапов, в которых участвуют разные мастера. Сначала столяр изготавливает основу для иконы - у нас в регионе она делается из сосны или кедра, причём подходит не любое дерево. Древесина должна быть высокой плотности, сухой, но не пересушенной. Ещё одна задача - правильно склеить бруски, иначе некачественная доска через месяц лопнет.

Затем за дело берётся левкащик, он покрывает основу левкасом - специальной смесью из мела, пластификатора и олифы. Оптимально нужно наложить 15-20 слоёв, тщательно втирая каждый в древесину. В итоге левкас получается толщиной не больше одного миллиметра. Потом доска зачищается шкуркой до гладкого состояния, на неё переносят эскиз будущего образа, фон покрывают золотом и начинают само письмо. Краски для иконописи готовятся на основе желтковой эмульсии - это смесь из яичного желтка и столового яблочного или винного уксуса. Бывает, используют пиво, вино или домашний квас. Срок годности эмульсии максимум неделя, потом она начинает портиться.

После написания образа и полного высыхания красок икона покрывается в несколько слоёв олифой или лаком. Чаще используют олифу, потому что это обратимый материал, его всегда можно снять для реставрации иконы, лак уже никак не удалишь. Покрыв икону лаком, мы ограничиваем к ней доступ и сокращаем её жизнь.

Таким образом, на создание иконы средней величины уходит минимум месяц. Самая популярная просьба заказчиков: «Можно побыстрее и подешевле?» - здесь не работает.

Кстати
Храмы - главные заказчики иконописцев, но часто с просьбой написать святой лик обращаются и частные лица. В основном заказывают в подарок именные иконы, на которых изображён небесный покровитель имени человека, которому предназначен презент. Бывает, прихожане выступают дарителями и просят изготовить икону для конкретного храма. В ходу также мерные (ростовые) иконы, которые дарят на рождение ребёнка. Их выполняют на досках, вырезанных точно по меркам малыша - эта традиция существует с древних времён и не теряет своей актуальности по сей день.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах