В Международный день музеев «АиФ-Иркутск» говорит с директором самого крупного - областного краеведческого - Сергеем Ступиным.
В ноябре 2015 года он ушёл с должности заместителя министра культуры и занялся историей.
Идеи - есть!
Андрей Москов, «АиФ-Иркутск»: - Сергей Геннадьевич, как вам , бывшему чиновнику довольно высокого ранга, работается в народе, так сказать - на земле? Нет ощущения карьерного падения?
Сергей Ступин: -Человек хотя бы раз в десять лет должен менять свой жизненный сценарий: только тогда происходит какое-то развитие, реализация внутреннего потенциала. И в этом смысле на прежней должности я, мягко говоря, пересидел - был заместителем министра почти 18 лет. Жизнь проходила в соответствии с должностными обязанностями, а всё больше хотелось реализовывать проекты, у которых есть конечные результаты - не обобщённые постулаты культурной политики, а конкретные вещи. И чтобы можно было наконец-то применить на деле своё историческое образование и опыт этнографических исследований. Меня не «попросили» - уйти из министерства было исключительно моим горячим желанием.
- То есть выражение «его задвинули» - не про вас?
- Ничуть не воспринимаю свою нынешнюю работу как спуск по карьерной лестнице. Просто есть движение по вертикали, есть - по горизонтали. Я сейчас двигаюсь в горизонтальной плоскости. Это не совсем то, что представлялось, но любые наши представления о чём-то всегда корректируются действительностью, и когда начинается конкретная ежедневная работа - открывается многое из того, что ты не видел даже в своих фантазиях.
Может быть, я получил больше беспокойства: хозяйство-то очень сложное, огромное, только в самом Иркутске у музея шесть отделов.
- Можете утверждать, что вы на своём месте?
- На своём или нет - покажет время. Но тот факт, что я многое хочу сделать на нынешнем месте и у меня есть для этого идеи, согревает и наполняет жизнь смыслом.
Нередко люди уходят рано, только потому что потеряли мотивацию. У меня её сейчас с лихвой! Тем более что шёл в музей с двумя темами, которые вёл в министерстве, - юбилей святителя Иннокентия Вениаминова и создание музея Валентина Распутина.
Без самоокупаемости
- В России уже объявляли Год русского языка, литературы, сейчас Год кино, 2017-й пройдёт под эгидой экологии. Музеям «свой» год нужен?
- Может, в конце концов и объявят такой! Не лишним будет привлечь внимание к нашим проблемам. Ведь если сейчас и модно быть культурным, то только ближе к столице, а на периферии, в частности в Иркутске, этот процесс ещё на стадии созревания. Завлечь молодёжь в музейное пространство - действительно проблема! И насколько я знаю, у коллег то же самое.
Есть такое понятие - «музейная культура общества». Это возделывание, взращивание, обработка умов, сердец, сознания. Но, к сожалению, обычное отношение большинства людей к музею умещается во фразе: «Я однажды был, сходил в детстве - и хватит. Чего я там не видел». А между тем нынешние музейные технологии ориентированы на то, чтобы человек чувствовал прикосновение к своей истории и понимал, что «это моё!». А наша задача - сделать это привлекательным, чтобы у посетителя было желание оглядываться назад, на свою историю.
Музеям сейчас тяжело - чего лукавить! И в первую очередь - финансово… Самоокупаемость в принципе исключена, ни один музей мира не работает по этому принципу. За исключением, может быть, каких-то частных галерей, где выстроена система отношений с богатыми покупателями. Поэтому, если заниматься культурой серьёзно, нужно быть готовым к тому, что она требует вложений. Проза жизни, но крыша не должна протекать, тепло должно быть в помещениях, туалет в порядке. Вдобавок к этому очень хочется, чтобы в залах появлялось новое медийное оборудование, и вот на него денег, к сожалению, всегда не хватает. Да, это немалые средства, но есть логика финансиста, а есть логика историка. И вот скажите, каким образом бухгалтерия может просчитать окупаемость каждого рубля, вложенного в сознание подрастающего поколения?
- Опять-таки - что вкладывать, когда история у нас постоянно переписывается?
- Конечно, нельзя с историей обходиться с такой лёгкостью - наказуемо и аукнется последующим поколениям. Если отказываешься от части своего прошлого, стыдишься его, даже брезгуешь им - это не созидательно. Если мы хотим созидать, строить общество на прочном фундаменте, нужны более мудрые решения, чем снос какого-нибудь памятника. Просто нужно грамотно объяснять исторические факты, и этим мы должны заниматься.
- А музеев для такой миссии у нас достаточно?
- В Иркутске - да, и на любой выбор: хочешь художеств - идёшь в «Сукачёвку»; интересуют декабристы - пожалуйста, вот их усадьбы; нужна историческая подпитка - добро пожаловать в краеведческий. Но ведь у нас ещё и огромная область - и всего лишь 30 муниципальных музеев. Это очень мало! У огромного количества жителей области нет возможности прийти куда-то с детьми и сказать: «Вот так, сынок, жили раньше. Вот ваши корни».
- Какой экспонат областного краеведческого музея радует вас больше всех?
- Наверное, полгода - это очень маленький срок, чтобы определиться с экспонатом. А вот в организации выставок есть определённый радостный момент… Как обычно, по старой русской традиции, на подготовку всегда не хватает двух дней.
И вот, когда всё наваливается и уже кажется, что ничего не выйдет, вдруг понимаешь - получилось! Это такая радость! Удивительное ощущение.