Примерное время чтения: 4 минуты
199

Сибирские образа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ в Восточной Сибири» 07/09/2011

Жизнь ангарчанина Александра Шумилова круто изменилась пару лет назад. Поводом этому послужил собирательский азарт жителя Екатеринбурга Евгения Ройзмана - создателя первого в России музея старообрядческих икон Невьянского завода Демидовых. Александра захватило не столько собирательство икон, сколько исследовательская сторона дела. Со временем появилось и желание написать труд об иркутской иконописной школе.

Первой в коллекции Шумилова стала четырёхчастная икона, выполненная холуянами -

мастерами народной миниатюры из Ивановской губернии. На иконе было очень много утрат - Александр подержал её в руках и передал хозяину. Решение же приобрести икону пришло неожиданно в машине на обратном пути: по ладоням чудесным образом разлилось ничем не объяснимое тепло.

Пути икон неисповедимы

История появления первых икон в нашем регионе тесно связана с казаками-первопроходцами и представителями духовенства. Позже, после крестьянской реформы, в Сибирь годами тянулись тысячи крестьян, и каждый вёз с собой свой образ. Если учесть, что иконы передавались из рук в руки поколениями, можно понять, какими неисповедимыми были пути многих образов, оказавшихся в Сибири.

А ещё здесь существовало такое направление, как народная икона. Такие образа писали в свободное от работы время различные ремесленники. В Иркутске на ярмарке, были даже специальные ряды, где образа продавались на любой достаток. К тому же в Иркутской губернии появились свои иконописные мастерские и сформировались целые династии иконописцев: Родионовы, Литвиновы, Старцевы. Ещё одна местная особенность: в Иркутской губернии как и по всей Руси одним из наиболее почитаемых святых был Николай Угодник. Однако в нашем регионе не менее почитаемым был и Иннокентий Иркутский, канонизированный в 1804 году.

Иркутский «почерк»

Вообще ангарчанин очень интересуется историей становления иркутской иконописной школы. У иркутских икон сложился главный признак - они писались в стиле барокко. Александр говорит, что иркутские иконописцы, располагая персонажей в трёхмерном пространстве, безукоризненно строили сложные сюжетные композиции с архитектурными фонами. Много внимания они уделяли пейзажу, пользуясь несколькими приёмами изображения деревьев, земли, воздушного пространства. А ещё эти иконы отличала определённая орнаментальность. Правда, позже, говорит исследователь, иркутские иконы писались уже с элементами натурализма. Александр не скрывает, что для написания труда об иркутской иконописной школе потребуется серьёзное образование - его это не смущает. Надо так надо!

Ещё один серьёзный вопрос, с которым пришлось столкнуться Александру Шумилову, - реставрация икон. Бывало, что местные реставраторы не брались поновлять какой-то конкретный образ - со временем находился реставратор на Урале или в столице. Бывало и так, что возвращался образ в коллекцию нетронутым - просто реставратор на месте принимал решение о невозможности совершить поновление. Александр говорит, что некоторые образа ждут своей очереди годами…

Сам же он ищет единомышленников в своём городе. И они уже есть. Вместе они готовят выставку своих коллекций в Художественном центре. Пока известно, каких икон на этой выставке не будет точно - написанных после 1917 года. А вообще Александр мечтает создать в Ангарске музей икон, который горожане смогут посещать бесплатно. Коллекционер уверен, что такой музей станет достойным дополнением к уже имеющимся в городе восьми музеям.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах