Выставки изделий народных ремёсел проходят в Иркутске с завидной регулярностью: в Ремесленном подворье, что в 130-м квартале, экспозиция обновляется чуть ли не раз в месяц. Работы мастеров – на все вкусы: и берЁста, и дерево, и роспись всевозможная, и куклы текстильные, и вышивки… Казалось бы, чем ещё удивлять?
Оказалось, есть чем. В начале сентября здесь открылась очередная новая выставка «Сокровища народной культуры». В течение многих лет сотрудники областного дома народного творчества собирали произведения традиционных ремёсел Приангарья. В итоге получилась богатая коллекция - больше тысячи работ! Часть из них показывали регулярно, а часть так и хранилась в запасниках. Вот их-то теперь и можно увидеть в Ремесленном подворье. Мне, например, особенно глянулись расписные миниатюрные глиняные кувшины Юрия Сафронова, филигранные деревянные скульптуры Альберта Дорофеева и росписи по дереву из мастерской Татьяны Кочминой. Кстати, на выставке можно было не только посмотреть её работы, но и лично пообщаться с художницей. А ещё – поучиться у неё интересному делу.
Из архитектора – в мастера
Смотришь на то, как работает Татьяна Николаевна, и диву даёшься – как ловко она наносит тонкой кистью узор на деревянные заготовки! Пара минут работы – и она представляет нашему вниманию красивый цветок.
Как рассказала сама мастерица, она никогда не думала, что будет заниматься этим видом творчества. По образованию Татьяна – архитектор, и в своё время работала в хорошей строительной компании. Однако жизнь внесла коррективы в этот «расклад»: в пресловутую перестройку 90-х годов многие предприятия потерпели крах. В этот список попала и фирма будущей мастерицы.
«Когда я и мои друзья-архитекторы остались, грубо говоря, без куска хлеба, пришлось действовать нестандартно: мы пришли трудоустраиваться в отдел культуры Усть-Илимска и предложили открыть школу народных ремёсел, – рассказывает Татьяна Кочмина. – Тогда эта идея показалось всем дикой: какая школа, когда всё вокруг закрывается! Однако, несмотря на страхи, её всё-таки открыли. Кстати, с гордостью могу сказать, что школа успешно существует до сих пор».
Через какое-то время Татьяна перебралась в Иркутск, где на базе центра народного творчества создала уже свою студию росписи по дереву. Проработала она всего лишь два года, но за этот небольшой период достигла со своими учениками неплохих результатов – их работы всегда можно увидеть на различных выставках декоративно-прикладного творчества.
Сейчас Татьяна Николаевна немного отошла от дела: редко даёт мастер-классы, да и творит в основном только для себя или конкурсов. Как она сама объяснила, на роспись просто не остаётся времени. Ведь это такое искусство, в котором спешка не нужна. Настоящий мастер должен работать каждый день, только в этом случае будет вырисовываться свой почерк.
Один взмах кистью
Прежде чем приступить к росписи, художница советует сначала набить руку на обычном листке бумаги, потому что, как любое искусство, роспись тоже требует тренировок. Начинать лучше с обычных элементов: листочков, цветов, ягод. Их, по словам Татьяны Николаевны, легко освоит любой новичок. Самое главное в этом творческом деле – движение кистью. Оно должно быть плавным и лёгким. «Вы должны словно «плыть» по полотну», – поясняет она.
Кстати, в русской росписи, как и в любом народном творчестве, всему есть значение. Например, роза здесь означает красоту и молодость, тюльпан – символизирует богатство, виноград – веселье. А вот если у букета в композиции есть корень, то, значит, все мечты непременно сбудутся.
Техник росписи по дереву великое множество, как говорится, на любой вкус и цвет. Есть и народные, которые используют целыми столетиями, а есть и индивидуальные, придуманные самим мастером. Однако мастерица советует не спешить создавать свой собственный стиль, возможно, в огромном разнообразии техник вы найдёте ту, с которой не захотите расставаться. Например, ей запала в душу техника «двойной мазок»: её «фишка» в том, что на кисточке одновременно должно быть две краски любого цвета – обычно, один цвет темнее, другой – светлее. Тогда роспись получается с плавными переходами цвета, а рисунок выглядит живым и очень живописным.
«Освоить технику «двойного мазка» вы сможете за пару вечеров, и вам захочется рисовать каждый день, – уверяет Татьяна Кочмина. – Так что будете украшать такой росписью всё, что под руку попадётся».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть