И если наши прапрабабушки плели кружево, а бабушки вышивали цветными нитками, то сегодняшние иркутянки валяют украшения из войлока или лепят их из так называемой термической глины, пластики.
Посмотреть на вещицы, сделанные руками наших далёких предшественниц, сегодня можно в иркутском Музее городского быта. Автор выставки Вера Акулова рассказывает нам, какую эволюцию за последние полтора века проделали «рукотворные штучки».
«Соглашусь, что рукоделие в наши дни вновь стало весьма популярным, - отвечает старший научный сотрудник музея на мой вопрос, как менялось «домашнее творчество». - Только сегодня изготовление украшений вручную носит... хоббийно-элитарный, назовём его так, характер. А вот в девятнадцатом, да и большую часть двадцатого века рукоделие не было чем-то экзотическим: искусством вышивки, например, владела каждая уважающая себя женщина».
Декабристки низали бисер…
Мода на разные материалы и техники за полтора века менялась несколько раз. Так, любимая многими сегодня глина - только не термическая, а обычная - в Иркутске девятнадцатого века использовалась лишь для народных промыслов. Тогда, особенно в среде декабристов, - рассказывает наш консультант, - на пике моды были расшитые бисером аксессуары.
Кстати, в девятнадцатом веке бисер был самый мелкий. В музейной экспозиции есть круглая салфетка того времени, расшитая бусинками… чуть крупнее макового зерна! «Именно тогда в языке появилось выражение «низать бисер», - поясняет Вера Павловна, - дело в том, что такой мелкий бисер продавался не россыпью, а нанизанным на специальные нити. Мне приходилось встречать работы, украшенные ещё более мелким материалом, чем нынешние экспонаты. Удивительно, как вообще бусинки такого размера не просачивались сквозь пальцы, подобно песку. Вызывает восхищение и тот факт, что освещение, при котором тогда приходилось работать мастерицам, серьёзно уступает нынешнему».
Бисером расшивались достаточно мелкие предметы - кисеты, маленькие сумочки-кармашки, игольницы… «Поскольку работа была очень кропотливой, такой подарок считался поистине бесценным», - поясняет специалист. И если в Иркутске двадцать первого века рукотворную вещицу достаточно просто найти в магазине или заказать по Интернету, то в позапрошлом столетии купить украшенный бисером кисет или вышитую наволочку было почти невозможно. Лишь некоторые вещицы - скажем, воротничок или манжеты из ручного кружева можно было найти на Пестерёвской улице (нынешней Урицкого), где в конце XIX века работали сразу три модистки. Восстановленная фотография самой известной иркутской модистки тех времён Татьяны Буяновой на музейной витрине соседствует с отороченным кружевом корсетом.
«Эпоха кружевных воротничков»
Примечательно, что вид рукоделия в позапрошлом столетии напрямую зависел от доходов дамы: бисер в то время был по карману лишь обеспеченным иркутянкам. Женщины попроще довольствовались вышивкой. Благо, в середине девятнадцатого века были изобретены анилиновые красители для ниток, почти одновременно со швейной машиной Зингера (который, как поясняет автор выставки, вопреки распространённому мнению, был вовсе не немцем, а американцем). В Сибирь тогдашние новинки проникли достаточно быстро.
А уже на рубеже веков господство захватили кружево и вышивка. Достаток дамы определялся только цветовым разнообразием вышивки и качеством ниток. Вера показывает фрагменты костюма священнослужителя: когда-то малиновый бархат полинял и местами вытерся, а металлическая нитка выглядит презентабельно и спустя столетие. По соседству - так называемая миловзоровская - принадлежавшая девице Миловзоровой коллекция кружев.
«Кружевных воротничков и манжетов у женщины было столько же, сколько платьев, - рассказывает Вера Павловна, - причём все узоры, как правило, создавались самой женщиной и, надо полагать, были не пустым набором завитушек, а несли определённую символику».
Попутно специалист поясняет, что если за Уралом были популярны цельнокроеные платья, то иркутянки отдавали предпочтения «костюмам».
В отличие от современных рукодельниц, черпающих знания на модных мастер-классах, наши предшественницы с конца девятнадцатого века могли подсмотреть некоторые секреты… в журналах! Цветной выпуск «Журнала для хозяекъ» за 1916 год есть в экспозиции.
Благодарим за помощь Иркутский музей городского быта.