Корреспонденту «АиФ в ВС» удалось побывать на реконструкции традиционной свадебной церемонии западных бурят рубежа XIX-XX веков.
«Статьи» расходов
Семьям и жениха, и невесты свадьба обходилась недёшево. Подарки со стороны жениха назывались калымом (бур. «барил»). В старину отдавался скотом (от 85 до более 100 голов), а в XX веке принял «денежный» формат. Малым калымом считалась сумма до 500 рублей, большим - свыше 1000. Если семья не могла выплатить его сразу, то прибегала к рассрочке на несколько лет либо отправляла жениха работать в семью невесты в течение условленного времени. Ускорить процесс можно было, похитив невесту, но непременно с её согласия. После похищения родителям оставалось только смириться.
Невеста готовила к свадьбе приданое (бур. «яхыл», «энжэ»), в которое входили скот, одежда, хозяйственные принадлежности и деньги и которое совпадало по стоимости с размером калыма.
Кстати, у современных молодожёнов всё не так трудно: чтобы зарегистрироваться, нужно заплатить госпошлину при подаче заявления в загс в размере 350 рублей.
Сговорит посредник
Свадебный сговор обычно проходил незаметно, чтобы в случае отказа невесты семья жениха не оказалась в глупом положении. Роль посредника в сговоре отдавалась уважаемому человеку, знакомому обеим сторонам. Нередко обращались и к зууршам - опытным в устройстве брачных дел переговорщикам.
Монета для невесты
Беседа между сватами и отцом невесты напоминала зашифрованный разговор: посланникам жениха нужно было донести цель своего визита, избегая прямых слов, касающихся свадьбы. Но «раскусить» их было нетрудно, обычно они привозили с собой тарасун - «водку сватов» и аманай морин - «лошадь помолвки». Ключевым моментом церемонии сватовства считалось подношение подарка невесте в виде хоолобшо - монеты на цепочке. От того, примет её невеста или нет, зависел итог визита. Если он был успешным, то закреплялся обменом поясами между отцами жениха и невесты, и договор о браке считался нерасторжимым.
Свадебный поезд
Выезд невесты сопровождался молениями и обращением к духам-предкам, у которых просили благословения и покровительства.
При подъезде к улусу жениха свадебный поезд встречали специальные послы - угтамжа. Здесь происходил своеобразная «сценка» в виде стихотворного разговора, напоминающая привычный нам выкуп. Только не жених пытался встретиться с невестой, а наоборот - девушка стремилась войти в дом будущего мужа.
Вуаль от духов
Что же одевали девушки, готовясь выйти замуж? Халаадай - богато отделанное платье. Сверху хубайси - безрукавка, расклешённая, с разрезом спереди.
На голову одевали бортого или биизга малгай - невысокую шапочку с круглым верхом. На шею - украшения из маржанов (кораллов) и золотых монет - хоолобшо. Лицо скрывали под белой тканью, боясь вредительства злых духов.
Мургэл
Национальная свадьба состояла из нескольких этапов:
- поклонение невесты онгонам (духам) семьи жениха, их родовому очагу;
- потом невеста направлялась в юрту отца жениха для исполнения обряда уухэ хаяха - бросания жира - символа богатства и счастья. Девушка должна была уверить родителей жениха, что их старость будет спокойной и в достатке;
- поклонение духу домашнего очага - галда тохо адхаха, невеста давала обязательство всегда чтить и «кормить» его.
После всех церемоний труд невесты вознаграждался - родственники жениха преподносили ей подарки. Так заканчивалась официальная свадебная часть и начинались гуляния, длительность которых никем не ограничивалась.
Кстати
«Бывают случаи, когда по желанию молодожёнов до официальной регистрации мы проводим национальные свадебные обряды, - говорит Наталья Парфёнова, начальник отдела по Эхирит-Булагатскому району областной службы загс. - Но не скажу, что их популярность растёт. В последнее время количество таких церемоний держится на одном уровне - около 10 в год».