В Иркутске открылась выставка социально-политических плакатов «Берега и реки», которкую проводят сразу два Союза художников - России и Сербии. Как рассказывает президент ассоциации художников сербского города Кралево Иван Милунович, идею организовать такую совместную экспозицию выдвинули у него на родине. А Иркутск стал первым городом России, куда её привезли. В таком формате она ещё не проходила даже в Москве. На вопрос: «Почему именно к нам?», куратор проекта, представитель Московского товарищества плакатистов Сергей Булкин, пожимает плечами: «Так как-то само сложилось. Я несколько раз был в Иркутске, и мне этот город очень нравится своей атмосферой».
Открытие по Принципу
На пресс-конференции перед открытием выставки журналисты по привычке зовут плакаты картинами. Никто их не исправляет - для нашей страны это отдельный вид искусства.
«Таких тиражей социально-политических плакатов как в СССР, как в России ни в одной стране не было. Это совершенно уникально для мира», - говорит Сергей Булкин.
По плакатам можно изучать историю - даже на выставке их разместили по тематическим разделам: от Первой мировой войны через революцию и Вторую мировую к перестройке и современности. Открывает экспозицию современный плакат 2015 года, посвящённый памяти Первой мировой, на котором через слово «Принцип» проходят красные, будто по трафарету написанные баллончиком, цифры 1914.

«Гаврило Принцип - сербский юный патриот, который застрелил герцога Фердинанда в 1914 году, что в конечном счёте послужило поводом к началу войны. На плакате написано: «Гаврило Принцип», а дата перечёркивает часть слова - «принц», которого убили», - пояснят Сергей Булкин.
Поскольку долгое время вообще не было никаких плакатов, посвящённых Первой мировой, современные художники стали изображать образы солдат, сражавшихся в начале прошлого века, - расплывчатыми, чтобы показать, что их забывают. Плакаты, посвящённые Великой Отечественной, напротив, очень чёткие. Один из самых необычных - современный, посвящённый 70-летию Победы. На нём полосы формы заключённых концлагерей перебиваются цветами Георгиевской ленты.
«На плакате написано, что он посвящён 70-летнию освобождения Европы от фашистских захватчиков, а то ведь Европа начинает забывать, что их освободили, и в этом - заслуга советских солдат», - комментирует Сергей Булкин.
Рядом с плакатом об освобождении Европы висит его символичный «брат» 2016 года под названием «Освобождение Белграда». На нём - будто нарисованная детской рукой женщина в красном платье обнимает плачущего ребёнка под надписью «Београд 1944».

Товарищ Маузер, Аврора и Гоголь
Естественно, в год 100-летия Октябрьской революции художники, острые на свой «шершавый язык», не могли обойти тему одного из основных исторических событий начала прошлого века. В «коллекции» работ этого года есть и «Товарищ Маузер» - на плакате старый ржавый револьвер стреляет датами 1917- 2017, и схематично нарисованный крейсер «Аврора», ознаменовавший революцию, на палубе которого трубы выстраиваются в чёткое 100.
Как говорит Сергей Булкин, многие старые плакаты сейчас можно прочитать по-новому. В пример он приводит плакат Бориса Решетникова. На нём изображён солдат, протирающий дуло танка, под которым написано «Нас не трогай, мы не тронем!»
«Мне очень нравится этот плакат. Это 50-е годы, - говорит Сергей Булкин. - Хотя актуален и сейчас».

«Всем известно, что Николай Васильевич украинский, но русский писатель, - поясняет Сергей Булкин. - Очень ироничная работа, рассказывающая о том, что два братских народа пытаются поссорить между собой».
Тему современных вызовов развивает плакат Николая Бабина - одного из старейших русских плакатистов, посвящённый продвижению НАТО на Восток. На картине - берлинский памятник воину-освободителю, на который смотрит человек в камуфляже. Зритель видит только ноги современного солдата, на кармане его брюк красуется нашивка NATO. Надпись под картиной гласит: «Пятьдесят лет спустя». Плакат написан в 1995 году, сейчас Сергей Булкин называет его пророческим.

Кстати, его автор Николай Бабин родился в 1931 году и жив до сих пор. На выставке есть ещё одна лаконичная работа его авторства, созданная в 1975-м и, наверное, известная каждому, кому посчастливилось жить в Советском Союзе. На красном плакате портрет вождя и надпись «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи!». По словам Сергея Булкина, это самый популярный в мире плакат - в своё время он разошёлся тиражом в 6 млн экземпляров.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть