У Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа» в этом году мог бы быть юбилей: его впервые провели в 1999 году, ровно 20 лет назад. Однако пару раз мероприятие проводили через год, поэтому нынешней осенью оно состоится в Иркутске в 18-й раз.
В этом году наслаждаться кинолентами со всего мира мы будем с 19 по 23 сентября.
Из Иркутска – на «Оскар»
Как рассказывает программный директор фестиваля, замдиректора Иркутского областного кинофонда Елена Утробина, отборочная комиссия «Человека и природы» трудилась с мая. Неудивительно, что на просмотр всех конкурсных работ ушло три месяца – в этом году на фестиваль прислали рекордное количество заявок – 701 из 87 стран мира. В результате отобрали 32 киноленты из России, Македонии, Кыргызстана, Ирана, Филиппин, Германии, Италии, Франции, Бельгии, США и Норвегии.
«Украшением конкурсной программы в этом году станут фильмы «Любимые» иранского режиссера Ясера Талеби и «Земля мёда» македонских авторов Тамары Котевской и Любомира Стефанова, –считает режиссёр, представитель отборочной комиссии Мария Кельчевская. – Это два женских портрета. Мы видим героинь, готовых обогреть весь мир своей заботой и любовью, но рядом с ними, по иронии судьбы, никого нет…»
Документальная картина «Земля мёда» рассказывает историю женщины по имени Атидзе, она живёт в отдалённой македонской деревушке, заботится о своей матери, прикованной к постели, и занимается пчеловодством. Её жизнь течёт медленно и спокойно, пока однажды по соседству не селится кочевое семейство. Так в привычный мир Атидзе вторгаются семеро непоседливых детей, рычание моторов и полторы сотни коров. Этот фильм из Иркутска отправится в… Лос-Анджелес. Он стал одним из претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Мультфильмы – новички
Ни для кого не секрет, что на Байкальском кинофестивале киноленты тоже соревнуются между собой в разных номинациях. Их четыре: документальное, игровое, полнокупольное кино и анимационные фильмы. Последняя номинация – новинка фестиваля-2019. В ней представят четыре работы. Одна из них – мультфильм Натальи Мирзоян «Пять минут до моря». Он рассказывает про короткий момент из детства: мама заставляет дочку сделать передышку между купаниями в море и эти пять минут кажутся малышке вечностью. Она разглядывает соседей по пляжу, для которых те же пять минут протекают по-разному, но заполнены ожиданием своего «моря».
«Анимационная программа добавит интереса детской и подростковой аудитории, мы бы очень хотели приблизить к ним фестиваль», – говорит Елена Утробина, добавляя, что и раньше в афишу старались включить фильмы, близкие юным гостям.
Есть такие и в программе этого года. Например, дебютная полнометражная картина якутского режиссёра Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится». Это комедийная драма - о парне, вынужденном провести месяц на северном острове, где он встречает старика, который приехал сюда доживать свои последние дни. Молодой человек узнаёт, что у его нового соседа давно пропала без вести дочь, он уговаривает пенсионера создать развлекательный видеоблог, чтобы вернуть и её, и любовь к жизни.
Есть в программе картина и о нашем земляке – всемирно известном художнике Даши Намдакове и о создании главной скульптуры его жизни – «Отец Байкал». Автор фильма –московский режиссёр Марина Мария Мельник.
Выбирать лучшие фильмы будет жюри, председателем которого стал режиссёр, сценарист, драматург, креативный продюсер компании Disney в России Владимир Грамматиков. В его команде – оператор-документалист, обладатель премии «Эмми» (США) Юрий Ермолин, режиссёр-документалист из Южной Кореи Чин Мо Ён, оператор-постановщик Ирина Уральская, член немецкой ассоциации документального кино AG DOK Ира Корманнсхаус. Они не только оценят конкурсные работы, но и дадут сибирским киношникам мастер-классы.
Кстати
Во время кинофестиваля пройдёт круглый стол «Все равны перед экологической бедой: пути решения проблем после наводнений в Иркутской области». Его инициировал президент кинофестиваля – заслуженный деятель искусств РФ Сергей Мирошниченко.
«Кинематографисты всегда остро чувствуют, и они живо откликаются на то, что происходит в стране и регионах. Это наш способ привлечь внимание к проблеме и художественным языком рассказать о трагедии, наш способ хоть как-то помочь оказавшимся в тяжелейшей ситуации людям и природе», – отметил режиссёр.