Примерное время чтения: 6 минут
157

Сколько стоит килограмм самолёта?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. «АиФ в Восточной Сибири» 20/07/2011

Высокотехнологичная продукция занимает лишь пятую часть всего российского экспорта: в два-три раза меньше, чем на Западе. Как Иркутское региональное отделение общественной организации «Союз машиностроителей России» намерено способствовать расширению высокотехнологичного производства в Приангарье рассказал председатель совета ИРО «Союза», генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев.

Основные цели работы Иркутского регионального отделения «Союза машиностроителей России» - содействовать повышению эффективности, работоспособности, инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и модернизации предприятий. Для этого члены Союза активно участвуют в разработке программ и сопрограмм социально-экономического развития.

- Сейчас вместе с правительством Иркутской области принято решение о разработке программы развития промышленности региона - детальной и с конкретными показателями и сроками, - говорит Александр Вепрев. - Создана рабочая группа, куда вошли руководители предприятий, под председательством заместителя председателя правительства Иркутской области Сергея Аникеева. Также разрабатывается проект регионального закона, предусматривающего в том числе предоставление льгот динамично развивающимся предприятиям - производителям транспортной техники. Схема очень интересна - предоставляются льготное налогообложение имущества, но сэкономленные средства предприятия направляют либо на модернизацию производства, либо на развитие социальной сферы. При этом предприятие увеличивает доходную часть, с которой поступают дополнительные налоги, а значит, бюджет не страдает. Надеюсь, что на сессии Законодательного Собрания 21 сентября такой закон уже будет принят.

Полмиллиарда - для студентов ИрГТУ

Также машиностроители не забывают и о будущем своей отрасли. В частности, на базе Иркутского авиационного завода проведена Первая всероссийская олимпиада среди авиационных техников. В Иркутской области подготовка кадров строится по принципу: школа - вуз - повышение квалификации - переподготовка.

- Переподготовка нужна для получения дополнительных знаний по внедрению новых технологий, - говорит Александр Вепрев. - Такая схема осваивается нами на базе Иркутского государственного технического университета. Вообще, вузам необходимо повышать планку в подготовке студентов, надо совершенствовать программы обучения и развивать учебные базы вузов.

В этом иркутские машиностроители также не надеются на помощь извне. Так, в 2010 году Иркутский авиазавод вместе с ИрГТУ выиграл тендер на разработку высокоэффективных технологий для проектирования.

- Новые технологии невозможно создать, не имея нормальной базы, - уверен Александр Вепрев. - В результате запуска совместного с политехом проекта мы намерены получить высокоэффективные технологии, запатентовать их и тиражировать по предприятиям авиационной промышленности.

Общее финансирование этой программе составило 499 млн рублей, из них 270 млн - от «Корпорации «ИРКУТ», а 229 - федеральные средства.

Первейшая задача, которую машиностроители намерены поставить перед студентами и преподавателями ИрГТУ, - разработка одного из крупнейших инновационных проектов, реализуемого «Корпорацией «ИРКУТ», - создание гражданско-магистрального самолёта МС-21.

- Это крупнейший инвестпроект, - поясняет Александр Вепрев. - Первую опытную машину МС-21 мы планируем на конец 2014 года, в 2016 - намерены начать серийное производство. Для региона это три тысячи новых рабочих мест и дополнительные заказы смежным предприятиям - энергетикам, строителям и другим на 2,5-3 млрд рублей уже 2014-2015 годах.

Кило лайнера за 3000 $

Александр Вепрев убеждён, что модернизировать экономику невозможно без внедрения в производственный цикл технологий, направленных на сокращение издержек и повышение эффективности предприятия. Результаты от таких шагов видны практически сразу. Например, Иркутский авиационный завод за счёт внедрения такого рода технологий в течение последних трёх лет увеличил выработку в 1,6 раза при росте штата на 10%.

Однако пока высокотехнологичное производство в России даёт лишь пятую часть экспортной продукции - в два-три раза меньше, чем на Западе.

Необходимо переориентироваться с сырьевой промышленности на производство современных машин, приборов, технологий, - поясняет Александр Вепрев. - Ведь это хоть и более затратное производство, но более выгодное. Например, сколько стоит… килограмм автомобиля? 150-200 долларов. А самолёта? От 1 до 3 тысяч долларов. Вот это высокотехнологичная продукция. Более того, машиностроение обеспечивает работой еще и 2,5 тысячи смежников, которые подтягиваются из другой отрасли.

- Модернизация производства невозможна без квалифицированных кадров, которых, к сожалению, в России слишком мало, - говорит Александр Вепрев. - Сегодня 555 вузов страны готовят 1,6 млн инженерно-технических работников. Это примерно 23% всех студентов. Этого явно недостаточно чтобы поднять экономику России. А если учитывать установку председателя правительства России, что в ближайшее время в России нужно создать 25 млн рабочих мест, в том числе в высокотехнологичном производстве.

Для привлечения в машиностроение молодёжи «Союз машиностроителей Росси» реализует ряд программ. В частности, выступил инициатором и одним из организаторов I Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего - 2011», открывшегося вчера в посёлке Большое Голоустное Иркутской области. По словам Александра Вепрева, на Форуме будут делегации 68 предприятий машиностроительного комплекса.

- Мы придаём этому форуму большое значение, - говорит Александр Вепрев. - За последние 20 лет в стране резко сократилось количество инженерно-технических работников. Но ни инновация, ни модернизация невозможны, если не будет удельной массы людей, способных разрабатывать, проектировать, управлять новейшими технологиями.

С помощью Форума машиностроители намерены дать возможность молодым технарям поучиться у более опытных коллег, представить свои наработки и инновационные проекты. Во время Форума его участники посетят Иркутский авиационный завод и ряд других крупных предприятий региона во время экскурсий, которые планируется проводить каждый день.

Статистика:

Машиностроительный комплекс Иркутской области состоит из 53 крупных и средних предприятий с 30 тысячами работающих. Объём машиностроительной отрасли в общей массе промышленности составляет 15%. По итогам 2010 года каждый рабочий машиностроительной отрасли изготовил продукции на 1,77 млн рублей. Доля высокотехнологичной продукции в общем объёме экспорта 20%.

Сегодня в ИРО «Союз машиностроителей России» состоят 126 предприятий, в лицах же Иркутской союз выглядит так: 9 руководителей крупных предприятий, заместитель председателя правительства Приангарья Сергей Аникеев, студенты, представители околовузовской науки. Это 13 почётных и заслуженных машиностроителей, 7 докторов наук, 18 кандидатов наук. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах