Российским министром обороны Анатолием Сердюковым была озвучена официальная версия исчезновения сухогруза, согласно которой 22 июля судно в Балтийском море захватила группа вооруженных преступников из восьми человек, среди которых было четверо граждан Эстонии, два латыша и два россиянина. Угрожая экипажу оружием, они потребовали изменить курс и следовать в сторону Африки. После чего связь с судном была потеряна, и лишь три недели спустя, 17 августа, его обнаружил в 300 милях от островов Зеленого мыса российский противолодочный корабль "Ладный".
Напомним, Arctic Sea вышел из финского порта Якобстад (Пиетарсаари) 22 июля и направлялся в Алжир, куда должен был прибыть 4 августа. Сухогруз вез в Африку пиломатериалы общей стоимостью более 1 млн евро. На его борту находились 15 россиян. Однако в порту назначения корабль не появился. Он пропал с радаров еще 28 июля, когда находился в районе побережья Португалии в Атлантике, на пути в Гибралтар. Спустя две недели Военно-морской флот России оповестил корабли и суда о его исчезновении.
На Arctic Sea высадилась вооруженная команда с российского корабля, похитители сухогруза были арестованы и вместе с основной частью его команды переправлены в Москву, где начато расследование. Расследование проводит Интерпол и Комиссия Европейского союза.
Как сообщает Радио "Свобода", британские СМИ с недоверием отнеслись к "пиратской версии" исчезновения сухогруза Arctic Sea, и выдвигают собственные версии. Лондонская Times отмечает, что для того, чтобы переправить в Москву 11 членов экипажа сухогруза и 8 захвативших его пиратов, российским властями понадобились три огромных транспортных самолета ИЛ-76, используемых для переброски тяжелого вооружения. Кроме того, по-прежнему остается тайной, как стометровому судну удалось незамеченным пройти 2500 миль вдали от первоначального курса, пишет Times. То, как была проведена спасательная операция, утверждает газета, породило слухи о наличии на Arctic Sea секретного груза – то ли наркотиков, то ли оружия.
Автор комментариев в Times Тони Хэлпин, сообщает Радио "Свобода", в интервью РС отмечает большое число неувязок в официальной российской версии об исчезновении Arctic Sea:
- Конечно, сразу же после обнаружения судна возникло подозрение, что нам по-прежнему не предоставляется правдивая информация обо всех обстоятельствах его исчезновения. Пока что никто не объяснил, почему группа похитителей захватила именно этот корабль, куда в действительности он направлялся и выполнял ли он какую-либо секретную задачу. Практически ничего не известно и о захвативших корабль эстонцах, латышах и русских. Без ответа остается и политическая подоплека этого происшествия: чьи политические интересы были здесь задействованы и тщательно охранялись? Похоже, что многие страны были заинтересованы в нахождении этого судна и в выяснении, что в действительности было на его борту. Среди множества версий – версия о перевозке наркотиков. Если мы имеем дело с наркомафией или этим занялись сами русские, то это не оправдывает столь долгой неспособности обнаружить судно. Вряд ли целью пиратов был захват самого судна и его груза – древесины, оцениваемой в полтора миллиона долларов. Трудно объяснить, почему столько усилий и энергии было потрачено на захват судна с не особенно ценным грузом. Все это породило версию о каком-то тайном грузе. Подозреваю, что на борту Arctic Sea находилось нечто, что очень беспокоило российские власти, однако был ли это военный груз, или что-то другое, или это была сама группа, захватившая сухогруз, которая могла скомпрометировать российские спецслужбы, мы все еще не знаем.
Газета Daily Mail идет в своих подозрениях полагает, что Россия намеренно скрывала местонахождение сухогруза, и высказывает предположение, что на нем находилось какое-то военное оборудование, возможно, ядерное. Цитир слова докладчика ЕС по борьбе с пиратством эстонского адмирала Тармо Кыутса, заявившего, что было бы наивно верить официальной российской версии, и что не исключено, что сухогруз перевозил ракетные комплексы для одной из стран Ближнего Востока. За завесой мальтийских и финляндских компаний, утверждает Daily Mail, скрываются три российских бизнесмена, проживающие в Финляндии. Подозрение газеты вызвал также заход Arctic Sea на ремонт в Калининград - известный центр контрабанды – перед тем, как загрузиться древесиной в Финляндии.
Заход в Калиниград всплывает и в комментариях авторитетной Financial times. Газета цитирует менеджера финской компании "Солчарт", которой официально принадлежит Arctic Sea, предполагающего, что секретный груз мог быть взят на борт сухогруза во время его ремонта в Калининграде перед рейсом в Алжир. Газета Independent приводит мнение мальтийских властей, утверждающих, что сухогруз вообще никогда не исчезал, и что о его местонахождении было хорошо известно. "Между ведущими расследование странами, - говорится в заявлении мальтийского морского министерства, - существовал консенсус не раскрывать информацию об Arctic Sea, чтобы не ставить под удар жизнь и безопасность его команды". Очень странно, пишет газета, и то, что захватившие сухогруз граждане России и прибалтийских стран говорили с его российской командой на английском языке.
Газета Guardian в своем комментарии отмечает наличие огромного числа оставшихся без ответа вопросов в связи с трехнедельным исчезновением Arctic Sea. У издания вызывает удивление легкий, без единого выстрела захват сухогруза и отсутствие какого-либо сопротивления команды. "Нет ли здесь сговора?" – задается вопросом газета. Guardian приводит мнение эксперта из судового регистра Ллойда Дэвида Остера, отвергающего "пиратскую версию" произошедшего и обращающего внимание на тот факт, что во время ареста группы, захватившей сухогруз, его команда из 15 человек не находилась под угрозой оружия. По мнению Остера, это добавляет еще больше таинственности первому в истории современного судоходства нападению на судно в европейских водах.