Ранее на самолёт МЧС не попали красноярцы: все места уже были заняты московскими спасателями и техникой. Сейчас наши земляки ждут приказа, который может прийти в любую минуту.
…В музее на базе Байкальского поисково-спасательного отряда в посёлке Никола хранится табличка со второй гидравлической турбины Саяно-Шушенской ГЭС. Той самой турбины, что первой вышла из строя и повлекла за собой всю аварию. Рядом - воздушный баллон с самолёта А-310, потерпевшего крушение летом 2006-го в иркутском аэропорту. Более ранние события - только на фотографиях и в памяти людей, которые здесь работают: землетрясение 1995 года в Нефтегорске, гибель самолёта Ан-124 «Руслан» во Втором Иркутске. Возможно, здесь же появится кусочек Японии. Не той, где акварельные сакуры и Фудзияма, а бурого месива, которое видно сегодня на кадрах со спутника.
Отправят лучших
Отряд из 21 спасателя - в режиме ожидания. Это значит, что упакованы рюкзаки и подготовлена техника, документы собраны, а родственники предупреждены. Готовность номер один пока не объявлена. Если будет нужно, люди соберутся и вылетят из Иркутска за пять-шесть часов.
Виктор Гулевич, для коллег он просто Палыч - спасатель международного класса, каких не так много в масштабе страны. Специалист по лавинам, в прошлом сотрудник Института географии СО РАН и спасатель-общественник, сегодня он начальник поисково-спасательной службы Байкальского отряда. Говорит, что в Японию отправят лучших. Что вот-вот из Иркутска должны прийти радиационные датчики для каждого спасателя. И что пока неизвестно, куда, возможно, придётся лететь. Ориентировочно - в город Сёндай, где сейчас нужны и опытные водолазы, и те, кто сможет разбирать завалы. Жить спасатели будут автономно, всё необходимое привезут с собой, от котелков и воды до собственной электростанции. Спрашиваю, можно ли сравнить по сложности работы с теми, что уже были в практике. Виктор Павлович вспоминает пройденные Нефтегорск, аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, упавший «Руслан»… Что-то сопоставимо по сложности, что-то - по масштабам работ.
Нас прерывает телефонный звонок. Кто-то на том конце провода просит Виктора Палыча взять его в Японию.
Отказаться можно
- Каждый спасатель имеет право отказаться от той или иной командировки. Но, понимаете, бывает это крайне редко, у случайных людей; такие обычно отсеиваются, - рассказывает Сёмен Белокуров, тоже спасатель-«международник». Говорит, с первого дня здесь, в Николе, понимали: без посторонней помощи Японии не обойтись. Поэтому к командировке были готовы ещё до приказа «сверху».
«АиФ в ВС»: - Спустя столько времени под завалами можно обнаружить живых?
- Опыт показывает, что и через две-три недели удаётся находить уцелевших людей. В Японии мягкий климат, сейчас там температура плюс пятнадцать. Я думаю, среди пропавших без вести по-прежнему много тех, кого ещё можно спасти.
Семён рассказывает, что из заграничных командировок отряд был в Монголии. Шутит, мол, курица - не птица, Монголия - не заграница. Говорит, что за рубежом в принципе тяжелее работать, тем более, что из иностранных языков в группе знают английский и французский.
Несколько японских слов выучил один из самых опытных спасателей, Виталий Бочков. Научила дочь, которая год назад была на стажировке в Японии. С обоими спасателями мы разговариваем на работе: на льду Байкала идёт тест-драйв западных шин, спасатели следят за безопасностью. При этом у Виталия Николаевича на шее пакет с двумя паспортами: гражданина России и заграничным - на «всякий тревожный». Хотя, говорит спасатель, не менее вероятна, например, поездка в Киренск, где по традиции ждут паводков.
Кроме того, в последние дни стала появляться информация, что радиоактивная опасность слишком высока. Что выводит своих спасателей Южная Корея, и, возможно, наши в Японию больше не полетят. Но если скажут, что надо, - отправятся. Не сомневайтесь.