Ошеломляющим оказалось то, что совершали ужасные преступления двое молодых людей, едва достигших совершеннолетия.
На данный момент известно, что первой жертвой «молоточников», по их собственному признанию, стал Данил Семёнов. Двенадцатилетнего мальчика, катавшегося с горки в лесном массиве, убийцы просто забили. По их словам, «Проходили мимо, увидели, ударили по голове».
Ребёнка нашли с разбитой головой, когда он был ещё жив. Его друзья позвали родителей, те вызвали «скорую помощь». Но поскольку ехала та очень долго, родители остановили на дороге автомобиль медицины катастроф. После осмотра пострадавшего врач высказал сомнение в том, что мальчик ударился о берёзу, съехав с горки, поскольку снегокат был совершенно целым, а раны - несовместимыми с жизнью. Но вывод экспертизы был таков - мальчик ударился головой. Первоначально по факту гибели ребёнка не было заведено уголовного дела, эта смерть длительное время официально не была вписана в общую картину страшных событий, которые начали происходить в Академгородке с декабря.
Совершив преступление в первый раз, преступники вошли во вкус. 16 декабря нанесли 30 ножевых ранений Ольге Пирог, 69-летней сотруднице Института солнечно-земной физики, 21 февраля 2011 года убили мужчину, 11 марта - ещё одного мужчину и 3 апреля - пожилую женщину без определённого места жительства. Всё это время милиция утверждала, что убийства не носят признаков серийных, не связаны между собой и являются нормальной статистикой для Свердловского района. Если бы не бдительность простых граждан, преступники продолжали бы убивать и по сей день.
Сотрудники правоохранительных органов Иркутска долгое время заявляли, что слухи о маньяке в Академгородке преувеличены. Практически до самого задержания убийц полиция утверждала, что нападения имеют разный криминальный характер, и только в двух последних усматривала общий почерк, так как орудием убийства был тупой предмет, напоминающий молоток.
Убийцы выискивали жертв ночью или ранним утром, на самом деле вооружившись деревянными молотками и битами. Они даже не грабили своих потерпевших - их интересовали лишь муки несчастных.
В начале марта жителями Академгородка самостоятельно была организована народная дружина, патрулировавшая улицы в ночное время суток. На поиски убийц были брошены почти все силы городской полиции. Каждую ночь на улицах микрорайона дежурили около 100 нарядов, треть от всех, что есть в городе.
Но раскрыть преступление помог дядя одного из убийц, Никиты. В отделение полиции он принёс видеокамеру, которую несколько дней назад одолжил племяннику. Но техника срочно понадобилась ему самому, он зашёл за ней, но парня не оказалось дома, и устройство отдала ему мать. В памяти камеры мужчина обнаружил страшные сцены убийства и издевательств над трупом пожилой женщины. Подзадоривая друг друга шутками, друзья отрезали ножом ухо, втыкали нож в глаз, нос, разрезали рот…
Мужчина обратился в полицию. По видеозаписи, которую убийцы просто забыли стереть, были опознаны и задержаны оба приятеля, жившие по соседству. Маньяками оказались два подростка - Артём Ануфриев, 1992 года рождения, студент первого курса медуниверситета и подсобный рабочий в городском художественном музее, и Никита Лыткин, 1993 года рождения, безработный. Оба жили здесь же, в Академгородке, оба окончили 19-ю школу, в которой учился и Данил Семёнов, их первая жертва.
По признанию самих задержанных, они заинтересовались убийством, насмотревшись видео из Интернета; они предпочитали фильмы о насилии, им очень нравилось смотреть, как убивают людей, а потом захотелось попробовать это самим. Сначала преступления студенты снимали на камеру мобильного телефона, потом решили одолжить у родственника более серьёзную аппаратуру для получения качественного видео с высоким разрешением. В разговоре со следователями Никита и Артём говорят, что на преступление их толкнули Интернет и жестокие компьютерные игры. Интересно, что оба молодых человека из благополучных, но неполных семей. Один из них собирался стать хирургом. Другой раньше учился в музыкальной школе. Голосовал за сохранение природы Байкала.
Следователи признаются, что раскаяния в глазах юных садистов не увидели. Они охотно сознались в серийных убийствах и дают показания, указывают места, где убивали людей. По их словам, делали они это просто из любопытства, снимали мучения, агонию и предсмертные судороги своих жертв на видеокамеру, а потом делились впечатлениями в социальных сетях.
Правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса РФ («Убийство»). Оно включает в себя около десяти эпизодов. В том числе пять убийств и нападения на людей, также совершённые с помощью деревянных молотков и бит. Но следователи не исключают и увеличения числа эпизодов, так как подозреваемые постепенно идут на контакт и охотно рассказывают о своих «подвигах».
Следственный комитет обратился к жителям города с заявлением о том, что родители не знали ничего о преступных деяниях своих детей. Мать одного из задержанных присутствовала при допросе сына и, по словам полицейских, испытала шок от услышанного.
После задержания Артёма Ануфриева по всему дому, где он проживал, были расклеены листовки со словами: «Мать убийцы», «Убирайся отсюда, ты плохо воспитала его», что вынудило женщину съехать с квартиры. Она растила сына одна и работала с утра до ночи. До последнего не предполагала о страшных наклонностях своего ребёнка.
Улицы Академгородка регулярно патрулировались с 22.00 народной дружиной, но и после задержания подозреваемых эту практику решено было продолжить, так как положительный эффект от неё оказался очевидным. В марте на территории было совершено всего одно правонарушение (попытка отобрать сотовый телефон), которое было раскрыто по горячим следам. До этого месяц совершалось 30-40 различных преступлений: угон автомашин, снятие колёс, квартирные кражи.
А повлиять на парней могли разные факторы в разном возрасте: телевидение, кино, разные социальные сети, компьютерные игры, но в первую очередь это семейное неблагополучие. В нашем обществе принято думать, что если ребенок одет, обут, учится, то в семье всё хорошо. Это не так. В данном случае как раз налицо скрытое семейное неблагополучие, когда родителей, занятых бытовыми проблемами, не заботит то, чем занят их ребенок, где он бывает, почему приходит домой так поздно.
В данный момент подозреваемые арестованы и находятся в СИЗО. Следователи полагают, что на счету юношей есть и другие преступления. В Интернете появилась информация, что Лыткин и Ануфриев придерживались открытых нацистских взглядов. Но спонтанность в выборе жертв не указывает на это. Скорее всего, их признают невменяемыми.
Рождённые в девяностых - самое малочисленное поколение в истории России. В годы их детства, развития личности страна переживала очень тяжёлые времена, недаром «девяностые» в современности стали именем нарицательным.
Но и перекладывать всю вину на социальную обстановку или на плечи родителей, заявляя, что они просто в своё время уделяли детям недостаточно внимания, тоже нельзя. Психиатры утверждают, что в принципе количество маньяков не меняется со временем и не зависит от социально-экономического уровня развития страны, правопорядка и иных факторов. Но в последнее время резкий рост количества маньяков, особенно юного возраста, в значительной мере вызван наводнившей нашу современную жизнь литературой и фильмами с садистами, убийцами и прочими нелюдями.
В последнее время детям играть в игрушки надоело. Ведь куда интереснее садистские сайты в Интернете! Дети открывают мир с выгребной ямы. Свои жуткие увлечения мечтают воплотить в жизни, для них виртуальность перепуталась с реальностью. Всё превращается в игру: я нарушу запрет, а ты попробуй поймай...
Случившееся в Иркутске кошмарно напоминает преступления, совершающиеся по всей России и СНГ. Вот лишь некоторые из них за последнее время.
В Выборге старшеклассники убили семилетнего мальчика, им всего лишь не понравилась его комплекция - ребёнок был полненьким.
В Ростовской области пьяные подростки без причины убили пенсионера.
В Свердловской области полиция задержала 18-летнего Артёма К. и его 19-летнего приятеля Николая Б., которые пробрались в дом к чемпиону мира по тяжёлой атлетике и зверски убили спортсмена из-за скромного набора съестного.
В Москве в конце 2010 года была задержана группа подростков, подозревающихся в убийстве четырёх человек. Они совершали нападения безо всяких видимых причин. В частности одного из мужчин они убили, за то, что он грубо ответил на вопрос: «Ты что здесь ходишь?».
В Сахалинской области 25 мая тинейджеры убили восьмилетнего ребёнка из-за телефона.
Там же трое подростков в возрасте 14 и 16 лет били досками по лицу двух мужчин и бросали на их головы шлакоблоки, пока не превратили их лица в кровавое месиво. Но этого им показалось мало. Одному из погибших ножом срезали лицо, после чего скрылись.
В Петропавловске-Камчатском двое подростков 14 и 15 лет заманили 42-летнего гражданина без определённого места жительства в гаражи, после чего руками, ногами, а также деревянной палкой нанесли мужчине многочисленные удары по голове и телу, затем злоумышленники облили ноги потерпевшего бензином и подожгли. От полученных телесных повреждений бомж скончался на месте происшествия.
Совсем недавно в Бурятии трое молодых людей и две девушки, используя ножи и топор, убили трёх несовершеннолетних улан-удэнок 16 и 17 лет. Две погибшие были школьницами, третья - студентка одного из городских колледжей.
В Днепропетровске (Украина) были задержаны три местных жителя, в возрасте до 19 лет, по подозрению в совершении серии из девятнадцати (!) умышленных убийств.
Проблема со страшной жестокостью детей и подростков существует не только у нас, но и, если это кого-то утешает, во всём мире. Так, например, во Франции с 2003 года школьников старше 13 лет наказывают за агрессивные выходки тюремным заключением до 6 месяцев. В Японии рост насилия в школах заставил премьер-министр Коидзуми в феврале 2005 года призвать учителей заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами. В Испании осенью 2006 года профсоюз учителей призвал правительство принять срочные меры по их защите. По данным опроса, среди 12 тысяч учителей 73% педагогов подвергается постоянным оскорблениям со стороны учащихся, а 15% - насилию. 9% опрошенных заявили, что боятся ходить на работу.