Примерное время чтения: 5 минут
422

Пробороздил взлётку. Почему у самолёта Душанбе-Иркутск лопнуло шасси

Ровно месяц назад, 2 ноября, в Иркутске произошло очередное ЧП в аэропорту. При посадке Аэробуса А-320, который летел из Душанбе, говоря официальным языком, «произошло повреждение четырех пневматиков основных стоек шасси». Переводя на обычный русский: все четыре колеса лопнули, шины сгорели и лайнер буквально пробороздил взлетно-посадочную полосу, а пассажиры пережили много неприятных минут (вспомните, как вас трясёт по колдобинам – и оцените). К счастью, никто из 83 пассажиров и 6 членов экипажа не пострадал. Об этой ситуации все бы уже и забыли, если бы не стала известна реальная причина ЧП с самолетом Душанбе - Иркутск 2 ноября. Подробности – в материале irk.aif.ru.   

 

Как это было

Жители Средней Азии привыкли сохранять внешнее хладнокровие. Но всё равно было ясно, что прилетевшие, а среди них – и женщины, и дети, изрядно напуганы … Хорошо, что обошлось без травм и даже без царапин. Медицинская помощь не понадобилась. И всё же это были ещё не все неприятности дня. 

Второго ноября, после того, как самолет из Душанбе пропахал взлётку, аэропорт Иркутска «встал».  В прямом смысле. Сначала оставшийся без колёс аэробус надо было утащить на стоянку. Потом привести в порядок оказавшуюся в колдобинах полосу. Так что, кроме   пассажиров таджикского рейса, неудобства испытали и многие другие – «завернуть» в соседние города пришлось десятки самолетов. 

«Мы должны были уже приземляться, и тут пилот говорит: «Извините, Иркутск не принимает! Летим в Улан-Удэ». Два часа мы провели в самолёте уже в столице Бурятии, - рассказывает иркутянка Даша, которой не повезло именно 2 ноября возвращаться из Москвы домой.  – Потом уже сообщили, что, когда полетим, непонятно – потому что на взлетно-посадочной полосе стоит сломанный самолет. И мы оказались в аэропорту столицы Бурятии, который явно не был готов к наплыву «беженцев», настолько много нас там оказалось. Кто-то нервничал, скандалил. В конце концов, нас всех разместили, дали еду и воду. Вылета мы ждали до утра, потеряв практически половину суток. Некоторые, кто очень торопился, уехали на такси в Иркутск».  

Авиакомпания по-своему постаралась загладить вину перед теми, кому пришлось перенести неудобства. Так, самой Дарье пришло 2400 миль с извинениями за задержанный рейс. Она часто летает, так что пригодится.  

Случайность или ошибка пилота?

Второго ноября в аэропорту Иркутска побывали представители почти всех силовых ведомств города. Предстояло понять, что случилось и как на это реагировать. 

 «2 ноября 2022 года около 15 часов 30 минут по местному времени в городе Иркутске при посадке на взлётно-посадочную полосу аэродромного комплекса АО «Международный Аэропорт Иркутск» у воздушного судна Airbus А-320-200 авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнявшего пассажирский рейс по маршруту «Душанбе – Иркутск», произошло повреждение четырёх пневматиков основных стоек шасси воздушного судна», - следователи Восточного  межрегионального СУ на транспорте СК  России сразу же начали проверку этого ЧП.

Почему это произошло? В качестве причин эксперты называли то, что шины могли быть изношены. И достаточно одного «некондиционного» пневматика, как в процессе торможения полетят все. Заодно винили и высокую скорость посадки. Реальность оказалась банальнее и жестче. 

Задел рычаг сумкой

Как часто бывает, виной переполоха в иркутском аэропорту (этот случай не занесен даже в список расследований Межгосударственного авиационного комитета, где есть все значительные ЧП) стала элементарная случайность, которую дополнила поломка оборудования. Это стало известно из сообщения на телеграм-канале «Авиаторщина», в распоряжение которого попало информационное письмо представителя авиакомпании, посвящённое как раз «разбору» этого полёта. И там чёрным по белому говорилось, что командир корабля во время полёта совершенно случайно задел ремнём своей сумки переключатель. Рычаг отклонился, а стояночный тормоз, на который лайнер ставят в самом конце пробега при посадке, наоборот, включился. «Умная автоматика» просигнализировала об этом во время приземления, рукоятку успели вернуть на место.

Но в системе торможения еще оставалось остаточное торможение (возможно, сам тормоз работал не как часы), и при выпуске шасси появились проблемы. В этой ситуации самолёт должен был уйти на второй круг и сбросить давление. 

«Но экипаж этого не сделал, стояночный тормоз заблокировал шасси и они, в результате, просто не двигались, - предполагает генерал-майор авиации, кандидат технических наук, профессор, начальник ИВВАИУ в 1991–2000 годах Александр Барсуков. - Именно поэтому самолёт и «бороздил» взлётку. По счастью, этот инцидент не привел к тяжким последствиям, но выводы сделать нужно».  

И, можно не сомневаться, они уже сделаны. Авиакомпания не отрицает, что проблемы, в том числе и с поведением экипажа, были. Виновные уже наказаны. 

«Комиссией по расследованию установлено, что причиной авиационного инцидента явилась неисправность в системе стояночного тормоза, - комментируют ситуацию в авиакомпании «Уральские авиалинии». - Отмеченные в расследовании недостатки в работе экипажа, которые не оказали непосредственного влияния на развитие ситуации, с должным вниманием проанализированы в авиакомпании, приняты необходимые корректирующие меры».

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах