В СК рассказали о расследовании уголовного дела, возбужденного в октябре 2022 года в связи с крушением Су-30 в Иркутске. Напомним, военный истребитель упал во время испытательного полёта на жилой дом, в котором, по счастью, в этот момент никого не было. Оба лётчика-испытателя, находившиеся на борту, погибли. Обстоятельства ЧП расследуются до сих пор, но глава Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Алексей Александров назвал причину трагедии.
Причина крушения Су-30 в Иркутске 23 октября 2022 года: пилоты задохнулись
В 17.50 на центральный узел связи МЧС поступило сообщение о потери связи с самолётом, в 18.20 он рухнул на жилой дом. Ещё через час региональное МЧС отчиталось о том, что удалось справиться с распространением огня.
Сразу после крушения Су-30 в Иркутске называли несколько версий того, что привело к падению истребителя. Называли в качестве версий как отказ оборудования, так и ошибку пилотирования. О том, что лётчики были без сознания, сообщалось уже через несколько дней после катастрофы 23 октября 2022 года.

«Установлено, что экипаж потерпевшего крушение воздушного судна Су-30 перестал выходить на связь по причине нахождения летчиков-испытателей в бессознательном состоянии, — говорится в официальном сообщении ведомства. — В этой связи следствие проверяет версию о неисправности бортовой системы кислородного оборудования, вследствие чего оба летчика могли потерять контроль над его управлением».
Конкретные данные причин этого названы только сейчас. В интервью «Интерфаксу» Алексей Александров сообщил: летно-техническая судебная экспертиза показала, что причиной трагедии стала потеря работоспособности членами экипажа, вызванная гипоксией из-за вдыхания азота, неожиданно начавшего поступать из кислородной системы Су-30.
Это и стало причиной того, что лётчики-истребители потеряли сознание, задохнулись и погибли, и ещё полчаса над городом на автопилоте летел неуправляемый самолёт.
Чудом удалось избежать большого количества жертв. За ЧП придётся ответить. Сообщается, что шестерым сотрудникам Иркутского авиационного завода предъявили обвинение в халатности и превышении должностных полномочий.
Расследование затянулось в силу особой сложности дела, потребовавшего многочисленных допросов свидетелей в разных регионах России и большого числа экспертиз.
Падение Су-30 в Иркутске: что известно о пилотах и самолёте
Самолёт, как сразу заявили на предприятии, был серийный. Летчики-испытатели обкатывали борт перед отправкой в воинскую часть — поэтому никаких неожиданностей со стороны оборудования и лётных систем не предвиделось.
На борту было два лётчика-испытателя, как и положено в такой ситуации — Максим Конюшин и Виктор Крюков, опытные специалисты. Оба — потомственные пилоты. Максим Конюшин работал на Иркутском авиазаводе с 2015 года. Он родился в Приморье, окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского.
Виктор Крюков родился в Латвии, в семье военного лётчика, окончил Краснодарский военный авиационный институт. В 2012 году он приступил к работе на иркутском авиазаводе.

Церемония прощания с лётчиками, которые погибли в результате падения самолёта Су-30СМ на жилой дом в Иркутске, состоялась 8 ноября 2023 года в расположенном в городке иркутского авиазавода ДК им. Гагарина.
Дом, на который 23 октября упал военный самолет Су-30, снесли. Здесь планировали обустроить памятное место, чтобы сохранить память о двух погибших в результате крушения летчиках-испытателях. Но в итоге мемориал установили на территории авиазавода.
В доме, на который упал самолёт, жили две семьи. Они получили отдельное жильё. Так, семья Милешиных получила две квартиры — однокомнатную и двухкомнатную, это позволило двум поколениям семьи жить отдельно друг от друга.
«Снятся кошмары». Как живет иркутянка после того, как на ее дом упал самолет
«Меня отбросило взрывной волной». Жительница дома – о катастрофе Су-30
«Взрыв и огненное облако». Подробности о падении Су-30 на дом в Иркутске