«Посмотрите внимательно: все спичечные этикетки с обратной стороны шершавые. А иркутские отпечатали на гладкой бумаге, мы потом с ними намучались, когда пришлось наклеивать на коробки», - Нил Анатольевич показывает листы бумаги - неразрезанные спичечные этикетки.
Печатали вместе с газетами
Заказ на сувенирную продукцию поступил в 1961 году, за несколько месяцев до юбилея (тогда, по свидетельствам историков, иркутяне, вероятно, и начали отмечать День города). - Для Иркутска это было не рядовое событие, - рассказывает бывший инженер производственного отдела, - тогда на территории области действовало несколько спичечных комбинатов. Но внешне продукцию разных заводов было не различить.
Всё потому, что этикетки для всех советских спичек приходили из посёлка Балабаново Калужской области, где была специальная «этикеточная» типография. Для сравнения мужчина показывает несколько балабановских образцов. Действительно, с обратной стороны бумага ворсистая. Все изображения рисованные. Например, советские плакаты «Спички детям не игрушка» или «Здесь топили печи», исторические самолеты, новогодние картинки. Единственная «сибирская» тема – синий силуэт лося на розовом фоне с надписью «Байкал».
Спички с эксклюзивными этикетками - черно-белыми фотографиями Иркутска -выпускались на единственной фабрике - усольском фанерно-спичечном комбинате. А сами этикетки печатались в иркутской типографии, бок о бок с газетами. Иркутские картинки, в отличие от балабановских, могли выходить только в чёрно-белом варианте. «Чтобы не терять праздничного настроения, юбилей, как-никак, решили поиграть с оттенками, - Нил Анатольевич достает ещё несколько этикеток, - выпустили партию в двух версиях. Одни картинки серые, другие - зеленоватые».
Заказывала вся страна
По словам мужчины, каждый день на комбинате, работавшем в три смены, выходило больше миллиона спичечных коробков. Тем не менее, коллекционерам всё равно не хватало: на завод присылали письма со всего Союза с просьбой прислать в конверте несколько юбилейных этикеток.
Стоила сувенирная продукция не дороже, чем обычная – по одной копейке за коробок. Печатать начали за несколько месяцев до юбилея, выпускали и несколько месяцев после. Больших коробков, размером с портсигар, в коллекции у Нила Анатольевича не осталось, - говорит, все разлетелись по друзьям и знакомым.
Мужчина говорит, был на юбилейных этикетках и ещё один огрех: напечатали 55 видов города, а подписать, что это за места, забыли. В 1986 году эту ошибку исправили, но разновидностей, увы, тогда было всего 28, и уже не фотографий, а рисованных картинок. Действительно, спустя полвека многие здания не могут «опознать» даже коренные иркутяне. Если драматический театр, площадь Кирова и Белый дом за 50 лет не изменились, то некоторые – как никому не известное двухэтажное приземистое здание – сохранились, наверное, только на этикетках у коллекционеров.
Кстати:
Специализированного производства спичек в Приангарье не сохранилось, но традиция выпускать юбилейные спичечные коробки осталась. И сегодня филуменисты (коллекционеры спичечных коробков и этикеток) могут найти в городе сувенирные спички, посвященные событиям в жизни Иркутска и отдельным личностям. Например, с фотографией знаменитого сибирского мичуринца Августа Карловича Томпсона, опытным путём доказавшего, что в Сибири можно выращивать фрукты.
За пятьдесят лет изменились только даты и цифры. Например, коробок спичек с изображением памятника Александру III выпущен тиражом около 5 тысяч и продаётся по цене 5 рублей.