Вот уже более семи лет в Иркутске, на берегу Ангары, в окружении памятников архитектуры и культуры - бывшей резиденции генерал-губернатора, Девичьего института и музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества стоит вновь восстановленный памятник «Державному основателю Великого Сибирского пути в бозе почившему императору Александру III».
До проведения железной дороги доставка товаров от Москвыдо Иркутска осуществлялась гужевым и отчасти водным транспортом. На неё затрачивалось много времени и денег - от 4 до 7 рублей за пуд. Это обстоятельство замедляло оборот товаров, значительно повышало их цену, суживало рынок. Строительство Сибирской железной дороги, оказавшей огромное влияние на все стороны сибирской жизни, стало выдающимся фактом в истории Иркутска.
В 1830 году Н.И. Богданов, известный инженер, проводя изыскания Кругобайкальского грунтового тракта, высказал мысль о том, что в Сибири нужно построить железную дорогу.
Но несмотря на очевидную необходимость, идея постройки сибирского пути стала двигаться вперёд лишь после личного повеления императора Александра III, написавшего в 1886 году на отчёте генерал-губернатора А.П. Игнатьева: «Необходимо приступить скорее к постройке этой дороги». А для того чтобы подчеркнуть особый характер этого пути, император распорядился, чтобы он был заложен наследником престола - цесаревичем Николаем. Поручение отца царевич выполнил 19 мая 1891 года, заложив во Владивостоке первый камень в фундамент железнодорожного вокзала.
Правление российского Императора-миротворца продлилось 13 лет. Александр III скончался 20 октября (по старому стилю) 1894 года. В придворных кругахимператор считался покровителем Сибирской стройки, а посему в честь окончания строительства Великой транссибирской железнодорожной магистрали было решено установить три памятника Александру III. Два из них установлены в Санкт-Петербурге и во Владивостоке в 1909 и 1912 годах. Иркутский же памятник появился раньше всех.
Деньги на монумент собирали всей Сибирью
На заседании Иркутской городской думы 28 ноября 1900 года рассматривался вопрос о сооружении в Иркутске памятника державному основателю Великого Сибирского рельсового пути императору Александру III. Присутствующие единогласно постановили ассигновать «на почин этого дела» 10000 рублей. Тогдашний генерал-губернатор Александр Ильич Пантелеев телеграфом известил о решении думы министра внутренних дел, немедленно представившего доклад Николаю II. И уже 6 декабря 1900 года, с высочайшего императорского соизволения, по всей Сибири была открыта подписка на памятник.
В самом Иркутске, однако, поначалу царили самые разные настроения по этому поводу - иные считали, что рано городу, не обзаведшемуся даже мостовыми, думать о монументах. Кто-то предлагал памятник заменить строительством общественно полезного учреждения.
Но уже в январе 1901 года начал свою работу комитет по сбору средств на памятник основателю Великой Транссибирской железнодорожной магистрали. От Урала до Тихого океана рассылались подписные листы и индивидуальные письма (например, А.М. Сибиряковой, Ю.И. Базановой, В.П. Сукачёву, другим купцам и меценатам); чиновники и служащие отчисляли по 1% своего ежемесячного жалования.
На первое марта 1901 года собранная сумма составила 44,5 тысячи рублей, не считая ассигнованных ранее думой. Можно было приступать к самому проекту статуи. Граф П.Ю. Сюзор, председатель Санкт-Петербургского общества архитекторов, порекомендовал провести частный конкурс с участием пяти-семи наиболее известных скульпторов. В нём приняли участие В.А. Беклемишев, Р.Р. Бах, А.М. Опекушин (автор знаменитого памятника Пушкину), М.А. Чижов, В.М. Харламов, А.Л. Обер.
17 февраля 1902 года проекты памятника были представлены комиссии, академикам архитектуры, под председательством вице-президента Академии художеств графа И.И. Толстого, осмотрены Николаем II, его супругой и другими членами императорской фамилии. Государь одобрил проект Баха, высказав некоторые замечания.
В окончательном варианте император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги. В левой руке царя - папаха с кокардой и наградной лентой. Правая рука фигуры приподнята, согнута в локте, кисть сжата в кулак - жест, характерный для Александра III. Высота всего сооружения должна была составить около 11 м, а высота фигуры -5 м.
И всё же скульптор задумал памятник не только царю, но и великому свершению, показав в нём историческое прошлое Сибири. На четырёх гранях постамента он расположил горельефы Ермака, сибирских генерал-губернаторов М.М. Сперанского и Н.Н. Муравьёва-Амурского, а также двуглавого орла, держащего в когтях свиток с рескриптом Александра III.
Главная достопримечательность Иркутска начала ХХ века
Фундамент сооружения заложили 22 июня 1903 года, с торжественным молебном, крестным ходом, сбором войск местного гарнизона и в присутствии многочисленных жителей города. Работы по фундаменту были произведены за один сезон и обошлись более чем в 17 тысяч рублей.
Форма пьедестала была определена ещё вместе с окончательным выбором проекта, но вот с материалом для его изготовления возникли сложности. Первоначально предлагалось водрузить статую императора на постамент из монолитного сибирского камня. Но в январе 1904 года новый иркутский генерал-губернатор, Павел Ипполитович Кутайсов, отправился в Санкт-Петербург, где встретился с представителями общества «Гранит», фирмы по изготовлению изделий из финского гранита, известной своей добросовестностью и качеством. Многие пьедесталы московских памятников были сделаны в её мастерских. Думается, что, скорее всего, фирму эту порекомендовал Кутайсову автор скульптуры, Роберт Бах. Но после подписания договора глобальные катаклизмы истории отодвинули строительство памятника - страну потрясли сначала Русско-японская война, а затем - первая русская революция 1905 года.
В конце этого же года Кутайсов был отправлен в отставку императором. Перед отъездом Павел Ипполитович из личных средств оплатил посадку тополей для бульвара на месте будущего сквера и на дамбе вдоль берега Ангары.
Так или иначе, пьедестал, обошедшийся в 45 тысяч 100 рублей, в целом был готов в начале 1908 года. Постамент был выложен финскими мастерами из полированного гранита. Он был составлен из отдельных небольших блоков, а цоколь его, наоборот, имел неполированную поверхность и был выполнен из крупных гранитных блоков.
Открытие памятника проходило 30 августа 1908 года при громадном стечении народа. Ограду его, кстати, изготовили позже - в 1912 году в Петербурге. Она была выполнена в виде чугунной решётки с растительными мотивами и изображениями Георгия Победоносца, символа Московского княжества. На гранитных столбах по углам были установлены чугунные фонари.
Работы по созданию сквера начались ещё в 1901 году с отсыпки площади. Через три года там были высажены более семидесяти яблонь, аллея лиственниц, тополя. Благоустройство Александровского сквера продолжалось и после установки памятника. К 1912 году в саду разместились павильон для буфета, павильон для продажи молока, курзал, беседка, сложенный из камня грот, примыкающий вплотную к молочному павильону, а также фонтан и водопровод, вода в который сначала поступала из музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, а потом из находившейся на углу Казарменской и Набережной улиц водокачки. На собственные средства архитектора В.А. Рассушина была построена арка, украшенная электрическими лампочками.
Александровский сквер пользовался огромной популярностью у горожан, а монумент, вокруг которого он был разбит, стал настоящей городской достопримечательностью. Он был виден с любой точки Набережной и Большой улиц. Сквер был огорожен оградой, и за вход в него взималась плата. Посетителям нравились чистые, ухоженные дорожки, скамеечки в тенистых уютных уголках, чудесные цветочные клумбы и живая музыка духовых оркестров.
«Приключения» пьедестала
Но всему этому великолепию, строившемуся на века, была уготована очень короткая жизнь. После окончательного установления советской власти, в первомайский праздник 1920 года с пьедестала свергли «обломок истории», статую императора Александра III. Сразу после снятия с постамента её поместили во дворе здания музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Вскоре нижняя часть скульптуры была пущена в переплавку, а затем бесследно исчезла и верхняя. Пьедестал же решено было сохранить, сбив с него предварительно надписи «Императору Александру III» и «Благодарная Сибирь».
7 мая 1920 года газета «Власть труда» написала, что на постамент предполагается установить статую рабочего - «символ русской революции». Некоторые советские скульпторы предлагали после удаления с пьедестала «старорежимных» деталей поставить на него статую Ильича. Другие возражали против того, чтобы вождь пролетариата стоял на месте «старого самодержавного тирана». В конце того же года Александровский сквер стал сквером Парижской коммуны.
На протяжении сорока четырёх лет пьедестал оставался пустым. Инициативы установки на нём памятников рабочему, Ленину, Шелихову так и остались невоплощёнными. На постаменте находились прожекторы для освещения различных мероприятий, проводившихся в саду.
Генеральным планом реконструкции города 1960-х годов был предусмотрен свободный выход к Ангаре, и Александровский сад был частично уничтожен.Вскоре нашли простое и дешёвое решение проблемы пустого пьедестала - в 1964 году, по проекту архитектора В.П. Шматкова, на него был воздвигнут бетонный обелиск, отделка которого каменной крошкой удивительно напоминала отделку парапетов берега Ангары.
В начале двухтысячных в городе стали вестись нескончаемые дебаты на тему «шпиль или царь». Конец им положило историческое решение Иркутской городской думы «О восстановлении памятника императору Александру III в Иркутске», принятое 24 апреля 2002 года.
Эскизы памятника разрабатывались по дореволюционным открыткам, но больше всего информации было почерпнуто из подлинной фотографии памятника, обнаруженной в фонде краеведческого музея.
В сентябре 2003 года бронзовая фигура императора вернулась на свой пьедестал на углу бывших Большой и Набережной улиц. За это время восстановленный памятник царю вновь обрёл своё место как в облике Иркутска, так и в сердцах горожан.
Кстати:
В честь императора Александра III в Российской Империи было установлено около сорока памятников, в основном - различные колонны и обелиски в память посещения им того или иного места, хотя ряд памятников императору (как, например, в Москве у храма Христа Спасителя) были весьма монументальными. Но в годы советской власти почти все они были уничтожены.
Досье:
Роберт Робертович Бах, русский скульптор, академик, родился 28 января (9 февраля) 1859 года в семье скульптора Роберта Ивановича Баха. Первоначально учился у отца, затем был вольнослушателем Академии художеств в Санкт-Петербурге, но диплома не получил, так и не окончив курса наук. В числе замечательных его работ - бюсты Ф.М. Достоевского, И.А. Крылова, П.И. Чайковского, памятник Пушкину в Царском Селе, М. Глинке у Мариинского театра, портреты И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, хранящиеся в Иркутском областном художественном музее.