Примерное время чтения: 7 минут
6286

Касьяновка - «изнанка» сибирской истории, деревня шахтёров и кулаков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. «АиФ в Восточной Сибири» 02/05/2012
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

Мы поехали в Касьяновку, чтобы узнать, чем она живёт сегодня. Чтобы найти в ней «мостики» в то время.

…За окном автомобиля - широкие серые поля. Пятнадцать минут езды от Черемхово. За нами - тяжёлое, низкое небо, впереди - синие крыши деревни. По бокам высятся красновато-серые насыпи - терриконики. Эти искусственные горы из пустой породы - атрибут местности, где есть шахты. Такой же терриконик мы встречаем, уже въехав в Касьяновку - к нему ведёт один из деревенских переулков. Когда-то на этом месте была шахта под номером 10/16 - одна из четырёх в Черемховском районе, на которые отправляли работать спецпереселенцев. Сейчас о её существовании напоминает только эта гора из отработанного шлака, уже поросшая берёзами.

Рассказ о том, чего нет

В современной Касьяновке не наберётся и полутора тысяч жителей, в Касьяновке тридцатых годов население зашкаливало за десять тысяч человек.

Улица Молодёжная начинается с памятника борцам революции.

 

Мы едем по Молодёжной улице, центральной в деревне. Сегодня в названии можно разглядеть скорее иронию, чем оптимизм. За всю нашу поездку по Касьяновке молодёжь нам так и не встретилась - в основном люди средних лет и старики.

В приземистом, низком одноэтажном здании местного дома культуры - сельского клуба - мы встречаем его заведующую Галину Мокину. Когда-то здесь располагалась пошивочная фабрика, а на противоположной стороне улицы стояло деревянное двухэтажное здание дома культуры с колоннами. Оно сгорело ещё новым, и клуб занял место предприятия.

Галина Анатольевна проводит экскурсию по сегодняшнему посёлку - «рассказ о том, чего нет». Здесь когда-то был стадион, где тренировалась местная футбольная команда, там - детский сад, дальше - саманные бараки. В местной берёзовой роще стояли скамейки, каждый год их ремонтировали школьники, а дорожки отсыпали песком. Зимой заливали каток - все касьяновские жители могли бесплатно брать коньки. Школ в посёлке работало сразу три…

- Несмотря на то, что люди приезжали сюда в ссылку, старожилы вспоминают о тех временах, как о сказке, - рассказывает заведующая местной библиотекой Наталья Лобанова. Вот такой парадокс. Кстати, любопытно, что смирную, трудолюбивую Касьяновку за большое число «врагов народа» прозвали «бунтовской деревней».

Сегодня в «бунтовской деревне» остались школа и библиотека - нет ни детсада, ни яслей, ни больницы, ни дома престарелых, что когда-то здесь базировался.

Зато сохранились здания тридцатых годов - ниже по Молодёжной стоят два деревянных барака - тёмно-серые, почти без окон, с несколькими входами и печными трубами на крыше. Когда-то вся улица состояла только из бараков - таких же, как эти, деревянных и толстостенных саманных - построенных из смеси глины, навоза и мха (технологию их изготовления привезли в Сибирь украинские переселенцы). Саманных бараков в Касьяновке сегодня не сохранилось, а деревянных «динозавров» осталось только два.Сегодня в них, построенных восемьдесят лет назад, продолжают жить люди.

Бывшая заведующая здешней почтой - Валерия Овчинникова - старожил и хранитель истории посёлка, вспоминает, как разносила почту. Женщина показывает, как нужно было ходить по коридорам бараков, чтобы не получить удар распахнувшейся дверью - шагать вперёд прямой ногой.

Касьяновская мать Тереза

Валерия Овчинникова хранит полувековую касьяновскую историю.

 

Местные в своё время прозвали Валерию Георгиевну «матерью Терезой»: заведующая почтой была в деревне психологом и юридическим консультантом в одном лице. Помогала с пенсиями, советовала, в какую контору обратиться. Как единственный обладатель телефона (телефонный кабель был проведён не только в задние почты, но и в её дом), уже в мирное, послевоенное время разносила похоронки - ей звонили командиры частей, в которых погибали сыновья касьяновских женщин (такое, по воспоминаниям Валерии Георгиевны, случалось нередко…). А незадолго до перестройки, когда началась волна реабилитаций, наша собеседница была свидетелем в суде - выступала за то, чтобы оправдать земляков.

- Людей в телячьих вагонах (красные телячьи вагоны называли «краснухами». - Ред.) сюда гнали со всей страны, от украинцев и латышей до жителей Приморья, - вспоминает женщина. Она начинает перечислять фамилии: грузинские, татарские, армянские, литовские, русские, украинские, бурятские - будто читает их в невидимой картотеке. В тридцатых годах, когда сюда прибыли первые репрессированные, здесь уже была большая деревня с шахтой (уголь добывали ручным способом и возили на лошадях) и больницей.

На «врагов народа» и «добропорядочных граждан» простые жители старались никого не делить - приезжие быстро сплотились и быстро же переняли сибирские традиции. А вот комендатура была - в ней все приехавшие в «краснухах» должны были регулярно отмечаться.

Большинство переселенцев после реабилитации так и не уехали на историческую родину - остались доживать свой век в Сибири. Валерия Овчинникова и Галина Мокина вспоминают, что массово покинули Касьяновку только несколько грузинских семей. Остальные просто возобновили связь с родиной, от которой были отлучены столько десятилетий.

Сама Валерия Овчинникова родилась в селе Братск, а в посёлок под Черемхово приехала за мужем. Из своих семидесяти лет провела здесь больше полувека. Её муж сначала работал врачом «скорой помощи», которая дежурила возле шахты, а после сам стал спускаться под землю. Сейчас женщина живёт одна в доме, принадлежавшем когда-то председателю колхоза. И по-прежнему, даже уйдя на пенсию, помогает людям. Не «кулакам» и не «врагам народа» - история расставила всё по местам. Обычным жителям Касьяновки, таким же, как она сама.

История:

1868-1871 - первые сведения о добыче угля в окрестностях нынешней Касьяновки.

1904 год - первое упоминание деревни.

2 марта 1917 года - до Касьяновки дошла весть о февральской революции.

5 июля 1917 года - «красные» оставили Касьяновку и деревня отошла «белым».

Зима 1920 г. - бой за тракт Касьяновский (проходит по территории деревни).

1921 год - местные шахты возобновили работу после Октябрьской революции. Ивано-Матрёнинские копи переименованы в шахту 10/16.

Кстати:

Ещё одна деревня с названием Касьяновка находится в Кантемировском районе Воронежской области. Сразу четыре «тёзки» Черемховской деревни есть на Украине в Винницкой, Донецкой и Харьковской областях. Версии, почему так названа сибирская деревня, сегодня две. Заведующая местной библиотекой Наталья Лобанова рассказывает, что по одной из них Касьяновы - фамилия богатых хозяев, при которых открылась первая шахта. По другой версии деревня носит имя большевика Василия Касьянова, уроженца Донбасса, который за участие в забастовках был сослан в Зиму в 1901 году. Касьянов распространял подпольные листовки большевиков, а после Октябрьской революции сражался в рядах Красной армии. Наша собеседница наиболее вероятной называет первую версию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах