Примерное время чтения: 11 минут
545

Бельск не любит «чужаков», зато своих привязывает навсегда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ в Восточной Сибири» 04/07/2012
Фото: Марии ОГНЕВОЙ

Таким в записях летописцев предстаёт заповедное село Бельск 1691 года рождения, расположенное в Черемховском районе на слиянии двух рек ­ Малой Белой и Большой Белой. Отсюда, по­видимому, и название населённого пункта.

К сожалению, с годами напоминаний о великой истории здесь остаётся всё меньше и меньше: пожар превратил красивейшую двупрестольную «божию обитель» в развалины, такое же печальное зрелище представляет собой некогда славившийся на всю страну пивоваренный завод, не удалось сохранить и дома, в которых жили декабристы. Уцелевшие же кусочки старины то и дело подвергаются атакам вандалов-подростков. С таким отношением Бельск рискует превратиться в рядовую сибирскую деревеньку, хотя местные энтузиасты стараются этого не допустить и делают всё, чтобы сберечь и донести до потомков уникальные предметы быта, орудия труда, традиции и праздничные обряды.

Жили же люди!

Подпись

 Все собранные за 12 лет информационные материалы о былых временах и выдающихся земляках заведующая сельской библиотекой Надежда ХАЛИМАН аккуратно разложила по отдельным папочкам: историческая летопись, ветераны войны, народный ансамбль «Калинушка», просветители, коллектив больницы, которой недавно исполнилось сто лет, и так далее. Женщина даже стенд, посвящённый родному краю, в своём книжном царстве оформила - пусть детишки просвещаются. И удивляются, узнавая, к примеру, о том, что на берегах Белой, нынешних окраинах Бельска, селились первобытные люди в эпоху каменного века. После них пришли донские казаки и срубили в XVII веке острог, одна из башен которого по сей день находится на своём первоначальном месте в практически неизменном виде (аналогичное укрепление есть только в Братске).

В начале XX века село Бельское (так оно сначала называлось) считалось дачным, сюда съезжались на отдых семьи промышленников, коммерсантов, почтовых и железнодорожных служащих из Иркутска, Красноярска и даже Хабаровска.

- В это время был настоящий подъём: бурно развивались промышленность и торговля. Работал кожевенный завод - самый крупный в Иркутской губернии, в цехах которого 45 лет делали из шкур изюбров, яков и лосей кожу всех сортов, сапоги, чемоданы, перчатки лайковые, рукавицы, - с гордостью рассказывает Надежда Ивановна. - А предприимчивые купцы выстроили на острове неподалёку пивоваренный завод. Им владел немец Миллер, варил настоящее баварское пиво и был строг с рабочими: не дай бог выпьют - сразу увольнял. А ещё наладили производство масла, сыра и кирпичей (из местной глины с добавлением яичных желтков). В общем, не просто хлеб растили да коров доили.

Кстати, именно бельские кирпичи местные зодчие использовали при строительстве Сретенской церкви, ставшей в 1788 году центром острога. К сожалению, пожар не пощадил здание - сегодня на его месте каменные руины, так что о реставрации говорить не приходится, хотя жители готовы оказать посильную помощь.

 

Всё, что осталось от некогда красивого храма. Фото: Марии ОГНЕВОЙ  

 

 

Ещё одна боль неравнодушных селян - острожная башня, которая представляет собой сруб, выполненный без единого гвоздя, с бойнями и балконом, где дежурили смотровые. Внутрь, как выяснилось, попасть невозможно: двери пришлось наглухо замкнуть после того, как местные ребята превратили уникальный объект в место для посиделок. Да и вообще, жалуются краеведы, молодёжь доставляет им немало хлопот.

- Хотели организовать музей под открытым небом - нашли сани, колесо от телеги, ставни с резьбой, но только всё выставили - дети тут же пришли и разгромили.

Правда, до определённого возраста, а именно до класса пятого - седьмого, ребята живо интересуются прошлым своей малой родины, рукоделием. Под руководством мастера они с удовольствием вяжут, вышивают, валяют игрушки из войлока, делают народных кукол, мастерят поделки из бересты, занимаются соломоплетением и ковроделием.

Фото: Марии ОГНЕВОЙ  

 - А взрослеют - и как будто их подменяют: в другую среду вливаются, появляются новые интересы: компьютеры, телефоны сотовые, пиво, - вздыхает директор дома творчества Светлана БРОННИКОВА.

Однако «портятся» не все. Взять участников фольклорного коллектива «Бельчата» или парней, создавших рэп-группу под названием «3847» (на их счету свыше 30 композиций). Первые две цифры, как нам объяснил идейный вдохновитель Семён Иванов, есть не что иное, как код нашего региона, а вторые две дают понять, что перед нами фанаты автомобиля «Ока-47»:

- Пока нас трое, но к концу лета должно стать пятеро. Слова и музыку сочиняем сами. Сначала сосредоточились на любовной лирике, потом перешли на жёсткие стайлы, а сейчас весёлые песни стали писать. И о селе, конечно, тоже поём. На день села, который 7 июля празднуем, презентуем новую песню, - увлечённо говорит молодой человек. - С концертами уже были в близлежащих деревнях, хотим теперь в городе выступить, с коллегами пообщаться. Таким образом, можно сказать, свободное время занимаем.

Быт «по науке»

Тем не менее спокойствия ради все экспонаты поместили «под замок». С ролью надёжного хранилища сокровищ древности успешно справляется дом-музей народного творчества, возведённый в конце XVIII века. Начали проводить реконструкцию - так всего одно бревно заменили. Вот лес раньше был, просто звенел! Из кругляка, не поддающегося ни гнили, ни грибку, выполнены и стены, и пол, и потолок, который хоть бомбу выдержит. Раньше здесь жил церковный староста, а сейчас поселились всевозможные предметы домашнего обихода: самовары, утюги, мясорубка, прялки, действующий ткацкий станок, ботало - колокольчик из медного листа, который «украшал» шею пасущейся коровы и извещал хозяйку о местонахождении её животного. Из гардероба бельских модниц - рубаха с рукавом-«окороком», сужающимся к запястью.

Фото: Марии ОГНЕВОЙ  

 - Все эти вещи мы собирали по нашим старожилам, кто-то сам приносил. Особенно по весне, когда чистят чердаки, много находок появляется, - говорит творческий работник Евгения ПОЛЯНИЧКО. - А вот юбку, например, мы шили по фотографиям (к счастью, здешний учитель Гавриил Рубановский, приехавший в Бельск в 1906 году вместе с женой, оставил потомкам богатую фотолетопись) и по рассказам бабушек. Правда, их разговорить трудновато. Обычно начинают причитать, что плохо жили, ходить не в чем было, стесняются прошлой жизни.

Не меньше восхищает и архитектура самого дома. Вернее, то, насколько продуманно, компактно и упорядоченно был устроен когда-то быт сельских жителей. Две просторные комнаты - для работы и для отдыха, низкие входные двери и маленькие окна - для сохранения тепла, хозяйственный выход, под полом - огромное помещение, где содержался скот. Ну чем не полы с подогревом? Плюс «фэн-шуй» практиковали.

- Нашла я как-то на работе книгу, в которой досконально было расписано, что и где должно стоять в избе. Потом мы с мужем обошли всех стариков и в итоге построились по всем правилам, - сообщила Евгения. - Только не стали приносить в жертву коня и закапывать его голову под порог. Наши предки именно так дань духам отдавали, потому и на порог не принято наступать.

 

Фото: Марии ОГНЕВОЙ  

 

 

В общей сложности, в селе сохранилось 13-14 старинных домов - остальные либо разобрали, либо модернизировали (например, бывшее здание церковно-приходской школы обшили профлистом и преобразовали в продуктовый магазин), либо разрушили, либо перевезли в иркутский музей «Тальцы».

С мечтами о туризме

Получается, сетуют местные жители, статус «архитектурной и ландшафтной заповедной территории», присвоенный селу в 90-м году постановлением коллегии Минкультуры РСФСР, существует лишь на бумаге. Мало того, что полноценного туристического маршрута нет (готовы проект, смета, только инвестор не идёт), так ещё и лес вырубают.

Фото: Марии ОГНЕВОЙ  

 - К кому мы только ни обращались! Ответ один: ложное впечатление, дескать, у нас складывается, это санитарные рубки, - возмущается директор культурно-досугового центра Ольга ПАНФИЛОВА. - Ещё одна проблема - жильё совсем не строится для молодых специалистов, вот они к нам и не едут. У нас зал прекрасный, с зеркалами и станками пустует, потому что хореографа нет. Молодёжь уезжает получать высшее образование, немногие, но возвращаются, обзаводятся семьями, пытаются по программам построиться, ну или родители помогают.

Тем не менее рабочие места в селе имеются - фермерские хозяйства, бюджетная сфера. При желании трудоустроиться можно. Однако мужчины в основном предпочитают вахту, а их жёнам ничего не остаётся, как взвалить всё хозяйство на свои хрупкие плечи. Скот накорми, огород полей, уроки с детьми сделай… казалось бы, какой тут досуг?

- И всё-таки мы собираемся в доме творчества после работы и шьём из войлока - шапки, варежки, тапочки. Хочется немного оторвать наших женщин от быта, чтобы они не зацикливались на житейских проблемах, - признаётся Евгения Поляничко. - Мы вот с мужем, когда ещё детки маленькие были, три раза в неделю регулярно на волейбол ходили, теперь зимой на лыжах катаемся. Привыкаешь к такому темпу и образу жизни. Я, когда в Иркутске училась, то так домой хотела - до слёз.

Наверное, правы те, кто считает, что Бельск обладает невероятной энергетикой: принимает не каждого, но ставших своими привязывает навсегда.

 

Осторожная башня сохранилась практически в первозданном виде. Фото: Марии ОГНЕВОЙ

 

 

Кстати

Село Бельск пользуется большой популярностью среди иностранных туристов. Здесь уже побывали голландцы, немцы, китайцы, поляки. А однажды приезжала 70-летняя жительница Санкт-Петербурга. Такая поджарая, спортивная, говорливая старушка, с рюкзачком, работница питерского музея. Решила сделать себе подарок к юбилею и отправиться в путешествие по местам декабристов… на электричках. 

 

Фото: Марии ОГНЕВОЙ

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах