Жители глухих деревень - покупать медикаменты в фельдшерско-акушерских пунктах, а производители получили - прозрачную систему регистрации изобретённых таблеток и микстур.
Житель Шелеховского района пенсионер Владимир Петров считает новый закон настоящим спасением:
- У меня больное сердце, без таблеток не проходит и дня, а в нашей деревне даже нитроглицерин нельзя было купить. Приходилось постоянно самому ездить в город, покупать сразу очень много лекарств, а ведь они не копейки стоят, плюс дорога туда да обратно. Каждый раз боялся, что могу умереть в автобусе…
Неужто дешевле?
По мнению депутата Госдумы РФ от Иркутской области, академика РАМН Сергея Колесникова, закон установил определённые «правила игры» на рынке фармацевтической промышленности. Но будут ли они соблюдаться? Это вопрос к исполнительной власти и бизнесу.
- В 1993 году сельских медработников лишили права продавать лекарства, это разрешалось лишь фармацевтам. А где их в деревнях найдёшь? Вот и оставались люди без медикаментов. И лишь спустя почти 20 лет, благодаря протестам граждан и региональных властей, наконец-то внесли соответствующую поправку, - говорит Сергей Колесников. - С 1 сентября врачи-фельдшеры, работающие в удалённых территориях, где нет аптечных учреждений, получат право стать «провизорами» для сельчан, пройдя курсы повышения квалификации.
Теперь о ценах. В апреле текущего года постановлением правительства РФ был запущен механизм госрегулирования, в результате во втором квартале 2010 года уровень розничных цен на жизненно необходимые препараты, по данным Минсоцразвития РФ, снизился на 2,7% по сравнению с первым кварталом, а оптовые цены стали ниже на 5,4%. Впрочем, по словам Сергея Колесникова, наряду с удешевлением препаратов в рыночном сегменте обратная тенденция наблюдалась в госпитально-лабораторном, где цены поднялись на 10-15%. По этому поводу депутату поступали жалобы от населения, в том числе от жителей Приангарья.
А производственники в свою очередь сетовали на то, что зарегистрированные цены на препараты не включают в себя многие затраты, в том числе на научные исследования, а потому изготавливать их становится просто невыгодно. Новый закон частично решит и эту проблему.
Во-первых, вводятся предельно допустимые сроки на регистрацию лекарств: для оригинальных препаратов - 210 дней, для воспроизведённых - 60 (до сих пор этот процесс мог растягиваться на несколько лет). Во-вторых, производителю теперь нужно оплачивать лишь единую госпошлину в размере 300 тыс. рублей и никаких дополнительных расходов не потребуется.
Проще некуда
Отныне всё будет проще некуда, обещают разработчики закона. Минздравсоцразвития РФ открыл для всех участников рынка «одно окно»: заказчик платит пошлину, сдаёт регистрационные документы, а все вопросы, связанные с проведением экспертизы, решаются без его участия. Вместе с тем представители фармбизнеса, зарегистрировавшиеся на сайте ведомства, получают возможность в режиме on-line следить за прохождением всех процедур. Всё это, уверены авторы ФЗ, должно привести к тому, что новые и эффективные лекарства будут своевременно попадать на российский рынок.
Кстати, серьёзных успехов в сфере разработки лекарственных препаратов добились учёные Приангарья. Так, в Иркутском институте химии им. А.Е. Фаворского создано лечебное средство Ацизол, которое применяется для лечения при отравлении людей угарным газом и другими токсичными продуктами горения (его уже использовали при ликвидации пожара на кабельном заводе в Шелехове, а также при катастрофах самолётов «Руслан» и аэробуса «А-320» в Иркутске). Медикамент получил широкое признание, но до массового выпуска дело пока не дошло. Совместными усилиями Института химии и ОАО «Фармсинтез» на свет появился противотуберкулёзный препарат под названием Перхлозон. Возможно, уже в будущем году специалисты представят полностью готовый продукт. А выпуском субстанций, необходимых для производства различных лекарственных средств, активно занимается ОАО «Усольский химико-фармацевтический завод».