Вернее, её способность и готовность своевременно, а также в полном объёме выполнять свои финансовые обязательства.
Это выразилось в повышении долгосрочного кредитного рейтинга региона с «В+» до «ВВ-» при сохранении прогноза «Позитивный». В целом, по мнению экспертов, область является платёжеспособной, но неблагоприятные экономические условия могут отрицательно повлиять на возможности выплат по долгам.
Курс на сокращение долга
По словам аналитика S&P Феликса Эйгеля, за последние 2,5 года финансовая политика Иркутской области стала более жёсткой: региональные власти предпринимают меры по сдерживанию роста бюджетных расходов и поддержанию умеренного уровня долга.
При этом нашу экономику эксперты характеризуют как хорошо диверсифицированную (то есть деятельность ведётся в разных сферах производства, торговли и услуг), причём с долгосрочным потенциалом роста. В частности, ему могут способствовать выгодное стратегическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком, богатство природных ресурсов и запланированные государственные инвестиции в новые отрасли народного хозяйства. Однако нужно учитывать и значительные расходы на инфраструктуру, которые обусловлены обширной территорией региона и суровыми климатическими условиями. Кроме того, налоговая база и ставки основных налогов в Приангарье, как, впрочем, и в других субъектах Федерации, находятся под контролем федерального правительства, что ограничивает возможности для наращивания собственной доходной базы на местах. К примеру, в прошлом году на долю основных налогов и безвозмездных перечислений из госказны приходилось 98% доходов области.
- Тем не менее, с середины 2008 года иркутское правительство принимает меры по сокращению расходов, которые наряду с дополнительными средствами из федерального бюджета позволили региону улучшить финансовые показатели во время недавнего экономического кризиса. А в 2009-2010 годах удалось добиться лучших финансовых показателей за последнее десятилетие. Следовательно, появилась возможность сократить долг и нарастить остатки на счетах бюджета, что может помочь области исполнять свои долговые обязательства даже при временном ухудшении экономической ситуации или нежелании банков предоставлять ей кредиты, - уверен Феликс Эйгель.
Резервы для экономии есть
Говоря о снижении долговой нагрузки, аналитик подчеркнул, что прямой долг в среднем сократился примерно с 22% от уровня текущих доходов в 2006-2008 годах до 10% в 2010-м. Ежегодное уменьшение поистине внушительного размера госдолга наглядно демонстрируют абсолютные показатели: если прогноз на 1 января прошлого года был 14,3 млрд руб., то на начало этого - уже 6,9 млрд (верхний предел - 8,6 млрд). Таким образом, только на обслуживании долга регион сэкономит до 1,5 млрд. В лучшую сторону меняется и его структура: дорогие банковские кредиты во многом благодаря договорённостям губернатора Дмитрия Мезенцева постепенно замещаются льготными бюджетными.
- В период 2009-2010 годов одной из форм поддержки региональных бюджетов стало предоставление из госказны кредитов под 1/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ. Естественно, этот инструмент оказался самым дешёвым из всех возможных, поэтому региональные власти стремились получить такие кредиты, - отмечает эксперт. - Однако по мере сокращения данной программы поддержки, скорее всего, придётся вернуться к рыночным заимствованиям - банковским кредитам или облигационным займам. Поэтому более важным с точки зрения кредитоспособности является снижение уровня долга по отношению к доходам бюджета.
Между тем, начиная с августа прошлого года, свободные денежные средства области превысили 4 млрд руб. и на 1 января 2011-го покрывали её расходы на обслуживание и погашение долговых обязательств на период 12 месяцев. Помимо этого, для поддержания ликвидности область может временно пользоваться ресурсами, предназначенными для осуществления делегированных государством расходных полномочий, а это без малого 1 млрд руб.
С перспективой роста
По мнению специалистов, одной из важнейших финансовых задач для Иркутской области должно стать увеличение капитальных расходов областного бюджета - обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность. По данным S&P, на протяжении последнего пятилетия их доля была довольно низкой, в 2009-2010 годах - менее 10%.
- Это означает, что инфраструктура Приангарья остаётся недофинансированной и на её улучшение может понадобиться большой объём дополнительных средств. Следовательно, области снова может потребоваться нарастить долг, - считает Феликс Эйгель.
Ещё одна проблема - наличие просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований. На 1 января-2010 она вкупе с долговыми обязательствами местных органов власти составляла примерно 9% от общего объёма доходов региона.
Дальнейшее изменение кредитоспособности Иркутской области, полагают эксперты, будет зависеть от того, какую финансовую политику местное правительство будет проводить в предстоящие 2-3 года. Если дефицит бюджета окажется небольшим, а долг будет расти относительно медленно, то кредитный рейтинг может быть повышен. Вообще прогноз «Позитивный» отражает мнение агентства о том, что восстановление экономики области и её твёрдая приверженность курсу по сдерживанию увеличения текущих затрат могут способствовать уменьшению объёма условных обязательств и росту необходимых вложений в инфраструктуру, причём без чрезмерной нагрузки на бюджет.
Комментируя новую кредитную оценку, выставленную региону международной службой, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев отметил:
- Повышение кредитного рейтинга Приангарья и переход в более высокую категорию долгосрочных рейтингов повышает инвестиционную привлекательность территории, снижает издержки по привлечению заёмных средств, способствует размещению новых облигационных займов, направленных на расширение круга инвесторов, а также имеет положительное значение при принятии банками и другими финансовыми организациями решений о кредитовании.
Также губернатор сообщил, что по присвоенному S&P кредитному рейтингу мы опережаем Томскую область и практически сравнялись с Красноярским краем и Республикой Саха (Якутия).
Справка:
Компания Standard & Poor’s обеспечивает участников финансового рынка справочно-аналитическими материалами и электронными базами данных, осуществляет анализ рисков, необходимый для присвоения кредитных рейтингов, оценки состояния рынков капитала и валют. Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (правительству страны, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, страховым компаниям, фондам и др.) или отдельному долговому обязательству. Они выражают мнение S&P относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. В странах СНГ агентство присваивает рейтинги по международной шкале (по обязательствам в национальной и иностранной валюте) и по национальным шкалам, созданным специально для каждой конкретной страны (в настоящее время для России и Казахстана). При этом рейтинг не является рекомендацией покупать, продавать или хранить те или иные ценные бумаги.
История:
Компания Standard & Poor’s составляет прогнозы по рейтингам Иркутской области уже более 12 лет. С 2000 года данные показатели в основном росли - снижение рейтинга произошло лишь раз, в марте 2009 года, и единожды в худшую сторону (со «Стабильного» на «Негативный») изменился прогноз - в октябре 2008-го. Во многом это было обусловлено кризисными явлениями в экономике страны, в частности, ухудшением ситуации на финансовых рынках и общим экономическим спадом. В результате выросли расходы области на обслуживание и погашение долга. Однако с октября-2009 агентство исключительно повышало кредитную оценку региона. Таким образом, долгосрочный рейтинг по международной шкале за 11 лет «подрос» с «ССС» («эмитент испытывает трудности с выплатами по долговым обязательствам и его возможности зависят от благоприятных экономических условий») до «ВВ-» («эмитент платёжеспособен»), а прогноз его изменения вот уже почти год остаётся «Позитивным».