Каких результатов достигла Иркутская область в реализации программы? Что удерживает граждан нашей страны от активного участия в пенсионных накоплениях? Что позволит изменить ситуацию? Эти вопросы обсуждались за круглым столом в пресс-центре «АиФ в Восточной Сибири» вместе с представителями государственного и негосударственных пенсионных фондов.
Как рассказал участникам круглого стола заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Иркутской области Владимир Ежов, сейчас в программе государственного софинансирования пенсий участвуют порядка 5 млн россиян, что составляет 3,5% населения страны. В Приангарье эти цифры укладываются в 60 тысяч человек и 2,4% соответственно. За годы действия программы софинансирования пенсий жители Иркутской области на свои пенсионные лицевые счета внесли более 100 млн рублей. Из них более 95% получат государственное софинансирование.
- Почему не все? Потому что в законе существует ограничение: государство удваивает лишь взносы граждан в размере от 2 до 12 тысяч рублей, сделанные в течение календарного года, - разъяснил Владимир Ежов. - Если мы в конце года видим, что гражданин написал заявление на участие в программе, сделал некий взнос, но не дотягивает до 2 тысяч рублей, то пишем ему письмо, напоминая, что необходимо увеличить сумму перечислений. В текущем году жители Приангарья уже внесли более 17 миллионов рублей. Это не нулевой эффект, но результат, конечно, мог бы быть и выше.
Ждём уточняющих законов
Среди факторов, сдерживающих развитие реализации программы софинансирования пенсий, участники круглого стола назвали ряд причин. Одна из них - низкие доходы населения, не позволяющие иметь запас средств, который можно было бы отложить на пенсию. Также претензии есть и к механизму внесения денег на лицевые пенсионные счета.
Дело в том, что, по закону, граждане могут перечислять свои деньги через кредитные организации или же через бухгалтерии своего родного предприятия. Для этого нужно написать соответствующее заявление работодателю, и ежемесячная определённая человеком сумма будет переводиться в пенсионный фонд.
- Сложность состоит в том, что закон даёт право перечислять деньги через бухгалтерию, но не обязывает работодателя этим заниматься, - уточняет региональный директор Сибирской региональной дирекции межрегионального негосударственного «Большого пенсионного фонда» Виталий Жилин. - И работодатели пользуются этим, отказываясь брать на себя дополнительную работу по перечислению денег работника на пенсионный счёт.
К тому же не всегда банковские работники могут помочь гражданам перевести деньги в пенсионные фонды.
Сталкиваясь с такого рода организационными и административными барьерами, многие граждане просто отказываются от участия в программе.
Однако самой главной причиной пассивности россиян эксперты называют отсутствие прописанных законом правил выплаты гражданину накопленной части пенсии.
- Человек, принимающий решение делать добровольные взносы, не обладает полной информацией о том, как это к нему вернётся, в каком виде и в какие сроки, - говорит Владимир Ежов. - Сейчас у человека есть пенсионный счёт, на котором находится накопительная часть, складывающаяся из взноса работодателей, добровольных взносов и инвестиционного дохода от всех этих средств. И ясно, что когда человек пойдёт на пенсию, эти средства должны будут учитываться при расчёте пенсии. Однако правила деления доли пенсионных накоплений при получении пенсий пока, к сожалению, ещё не определены. Но надо сказать, что уже существуют законопроекты на этот счёт, которые в текущем году, как обещают федеральные власти, будут приняты.
От аферистов страдают все
На круглом столе была затронута и «горячая» тема перевода накопительной части пенсий граждан в негосударственные фонды без согласия самих застрахованных лиц. Напомним, что скандал, связанный с такого рода мошенничеством, разгорелся в очередной раз пару месяцев назад в центральной России. Агенты НПФ писали за граждан заявления о переводе средств, о чём сами граждане узнавали лишь из так называемых «писем счастья».
Владимир Ежов отметил, что такого рода аферы не новы для всей России и для Иркутской области.
- В любом НПФ встречаются жулики, желающие нажиться незаконным методом, - говорит Владимир Ежов. - Агенты находят разные базы данных граждан и пишут от их имени заявления о переводе средств в НПФ, не думая, что не далее чем через год вся эта афера раскроется. Потому что каждый год мы рассылаем «письма счастья», в которых сообщаем гражданам, где находится их накопительная часть пенсии. И если человек не писал никакого заявления о переводе его денег из ПФР в какой-либо фонд, а ему говорят, что его деньги переведены, он удивлён и начинает выяснять ситуацию. В этом случае ПФР - тоже пострадавшая сторона, поскольку его обманули. Нам прислали документ от имени НПФ, в котором сказано, что какой-то гражданин просит накопительную часть его пенсии перевести в некий НПФ. Мы исполняем это желание. Но документы оказываются фиктивными.
В этом случае гражданам разъясняют, что клиент ничего не потерял, деньги остались и даже приумножились, потому что, как правило, доходность любого НПФ выше, чем доходность государственной управляющей компании. Но если гражданин всё-таки не согласен, он тут же пишет заявление о возврате денег обратно, и на следующий год деньги возвращаются. В последние время, когда стала оформляться системная борьба с этим явлением, НПФ сами подают на своих сотрудников в суд.
Исполнительный директор филиала «Иркутский» НО НПФ «Лукойл-Гарант» Татьяна Микова рассказала, что их фонд в целях борьбы с фальсификаторами вовсе отказался от услуг агентов. Их обязанности возлагаются на финансовых консультантов. К тому же каждое заявление перепроверяется, подлинность желания гражданина подтверждается в телефонной беседе. И только после этого заявлению дают ход.
Кстати:
По данным одного из крупных негосударственных пенсионных фондов, жители Иркутской области в 2009 году по программе софинансирования пенсий в среднем вносили 4030 рублей, а в 2010 году - 5130 рублей.