Примерное время чтения: 4 минуты
160

Досудебное решение споров – быстро и незатратно

Фото: Ксении МИРНОЙ

Иркутск, 1 августа – АиФ-ВС. Все больше споров между налогоплательщиками и УФНС решаются в досудебном порядке. Об этом на прошедшей сегодня в пресс-центре «АиФ в ВС» пресс-конференции рассказал руководитель УФНС России по Иркутской области Константин Зайцев. По его словам в Управление ФНС России по Иркутской области за первое полугодие 2012 года в рамках досудебного урегулирования споров поступило от налогоплательщиков 564 жалобы на принятые территориальными инспекциями решения, действия или бездействие должностных лиц, что на 15% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Еще шесть лет назад в самом начале процесса формирования системы досудебного аудита налогоплательщики относились к ней с недоверием, поскольку считали неэффективным жаловаться на налоговые органы в сами же налоговые органы, то сегодня налогоплательщику данная система позволяет защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре, - отметил Константин Зайцев. - Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов или действий (бездействия) их должностных лиц. Во-первых, сохранение деловой репутации. Во-вторых, незатратный способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений (уплата госпошлины, расходы на представителя). В-третьих, досудебное урегулирование спора происходит намного быстрее, чем судебное разбирательство. Кроме того, в случае отрицательного результата рассмотрения жалобы у налогоплательщика имеется возможность учесть позицию налогового органа и более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

Сегодня около 80% споров проходят процедуру досудебного аудита, а количество судебных споров уменьшилось более чем на 40%. Так, в прошлом году Управлением ФНС России по Иркутской области было рассмотрено более 1 200 жалоб налогоплательщиков, а судами – всего 440 исков налогоплательщиков к налоговым органам, для сравнения – в 2006 году исков было 1659.

- Львиная доля споров возникает по неимущественным вопросам и связаны с тем, что, например, налогоплательщикам не вручены копии документов, положенные в основу принятого решения, или если они не были должным образом уведомлены о времени и месте рассмотрения материалов проверки, - пояснил Константин Зайцев. – Самый крупный имущественный спор касался начисления подоходного налога с премий губернатора области творческим работникам и учителям. Мы отменили это решение инспекции, однако ошибка здесь была не в работе моих коллег, а в том, что Министерство образования, как налоговый агент, эту премию занесло в графу «зарплата».

В большей части споры между налогоплательщиками и налоговыми органами обусловленны имеющимися пробелами и противоречиями в налоговом законодательстве, в связи с чем государство ведет постоянную работу по его изменению. В настоящее время в Налоговом кодексе практически нет ни одной статьи, которая не подверглась бы дополнению или корректировке. Одна из последних законодательных инициатив налоговиков - ввести обязательную досудебную процедуру для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Также предлагается увеличить срок подачи жалобы - с 3 месяцев до года, а апелляционной жалобы – с 10 дней до одного месяца; ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговых органов (за исключением решений о привлечении к налоговой ответственности) и действия должностных лиц - за 15 дней (в настоящее время это месяц); создать двухуровневую систему обжалования: обязательное обращение с жалобой на действие инспекции – в региональное Управление налоговой службы; а при несогласии с его решением – добровольное обращение в ФНС России. При этом право налогоплательщика на последующее обращение в суд не ограничивается.

Кстати, по данным УФНС России по Иркутской области, в минувшем году в ФНС России поступило всего 5 жалоб от налогоплательщиков Иркутской области, которые были рассмотрены в пользу регионального Управления.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах