Одной из ключевых тем депутатского форума Законодательного собрания Иркутской области стала разработка вариантов совершенствования межбюджетных отношений. Парламентарии поделились своим мнением о работе с муниципалитетами и рассказали о возможных вариантах повышения их финансовой самостоятельности. Подробности в материале irk.aif.ru.
Предположить расходы невозможно
«Хотелось бы понять, на каком этапе развития межбюджетных отношений мы находимся сегодня, -рассказывает вице-спикер регионального парламента Наталья Дикусарова. – В первую очередь нужно отойти от риторики «область сама по себе, районы – сами по себе». Межбюджетные отношения — это более широкая тема, чем простое выравнивание бюджетов. Это ещё и субсидии, и субвенции на зарплаты бюджетников, и система налоговых доходов. Среди главных проблем: стройки и капитальные ремонты соцобъектов. В этом отношении в последние годы мы шли на шаг впереди многих регионов. Ещё до того, как федеральный центр начал выделять деньги на капремонты школ, мы уже это делали. То же самое и с детскими садами. Мы должны сохранить этот темп. Ещё одна болезненная тема - выплата зарплат бюджетникам за декабрь в этом же месяце. Сложность в том, что при формировании бюджета на следующий год предположить размер показателей зарплат на будущий финансовый год невозможно».
Чтобы избежать подобных трудностей, которые возникают у муниципалитетов при формировании бюджета, парламентарии разрабатывают разные способы решения этой проблемы.
«Нужно менять подход к формированию дорожных фондов: как правило, для муниципалитетов они являются способом покрыть прочие расходы, непосредственно на ремонт дорог денег уже не остаётся, - продолжает вице-спикер. – Ещё одна сложная тема – выполнение задач за один финансовый год. Бюджет на год мы принимаем в декабре, и из-за этого сталкиваемся с различными ограничениями. В прошлом году попробовали внести объекты капитального строительства не зимой, а при летней корректировке бюджета. Получилось хорошо. У муниципалитетов появляется возможность выполнить подготовительную работу за зиму, чтобы приступить к работам в начале финансового года».
Также Наталья Дикусарова рассказала о возможности введения единой субсидии для муниципалитетов. Правда, пока подобных примеров в других регионах нет.
Дать больше самостоятельности?
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Александр Лаутин рассказал, что межбюджетные отношения играют важную роль в обеспечении финансовой устойчивости региона и способствуют его социально-экономической стабильности.
«Считаю, что процесс формирования межбюджетных отношений должен быть регламентирован достаточно жёстко, чтобы было больше возможностей для контроля за расходованием средств и позволяет формировать концепцию социально-экономического развития, - говорит он. – Кроме того, комитет по бюджету проводит мониторинг состояния бюджетов муниципальных образований. Взаимодействие идёт на постоянной основе, и мы открыты к диалогу и продуктивной системной работе».
Министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова рассказала, что среди главных сложностей, с которыми сталкиваются главы муниципалитетов, основная – это недостаточность доходных источников. Власти региона постоянно работают над совершенствованием системы межбюджетных отношений и улучшении законодательства в этой сфере. Также законодательство предусматривает высокий уровень централизации, которая позволяет реализовывать механизм межбюджетных трансфертов.
«Я считаю, что единая субсидия должна привести нас к большей самостоятельности муниципалитетов, - говорит спикер регионального парламента Александр Ведерников. – Я понимаю, что нужно соблюдать приоритеты, выделять средства на определённые цели. Но жизнь меняется, и нередко возникают ситуации, когда главам районов приходится выкручиваться здесь и сейчас, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Это делать легче при наличии единой субсидии «неокрашенными» деньгами».
Также Александр Ведерников отметил, что самостоятельность муниципалитетов можно повышать в том числе и за счёт расширения доходной базы. Это не только предприятия, но и, например, формирование и учёт земельных участков.
«При формировании доходных прогнозов муниципалитетов нужно накапливать инфу не от самих представителей районов, а от профильных министерств – чтобы при запросе информации о различных показателях эффективности слово не расходилось с делом, - отметил он. – Такая большая работа не под силу никому, кроме казначейства. Помимо самостоятельности, нужно и построить понятную систему, из которой будет понятно, нужно ли выравнивание бюджета или нет».