«Будущее уже наступило!» - хочется воскликнуть, когда слышишь о цифровых технологиях, которые используют в Иркутской области. В цифру уходят бизнес и промышленность, туда стремятся здравоохранение и образование, услуги, которые жителям предоставляет государство. Впрочем, и многие обычные люди уже не помнят, когда использовали наличные, потому что привыкли расплачиваться везде с помощью телефона.
Правда, несмотря на такой прогресс, который в нашем регионе реально есть, в Приангарье до сих пор остаются больше 300 населённых пунктов, где нет вообще никакой связи. Когда интернет доберётся и до них? На какие сервисы будущего уже сейчас могут рассчитывать жители области и какие появятся у нас в ближайшее время?
Медицина на экране
Как говорит замминистра экономического развития Иркутской области Евгений Васиченко, если подходить к определению цифровой экономики России формально, то её развитие прописано в соответствующем национальном проекте, который состоит из шести больших частей. Одну из них реализуют на уровне Федерации: она предполагает изменение законов, чтобы новые сервисы не выходили за границы легального поля, например, чтобы беспилотные машины, ничего не нарушая, могли ездить по городам. Для регионов актуальны остальные пять проектов, среди них развитие самих цифровых технологий, подготовка кадров для работы с ними, госуправление, информационная безопасность и, конечно, инфраструктура.
По словам Евгения Васиченко, федеральное финансирование цифровой экономики региона началось в 2019 году и продолжится до 2024-го. К этому времени как минимум у 97% жителей региона должен быть доступ к интернету. За пять лет только на подключение социальных объектов к высокоскоростной сети направят около 1,5 млрд руб.
«В прошлом году за счёт федеральных денег в области к интернету подключили порядка 1,5 тыс. соцобъектов, а это значит, что в них можно будет применять разные современные технологии. Например, в фельдшерско-акушерских пунктах появляется возможность использовать телемедицину, а также нейротехнологии, которые помогают диагностировать заболевания на ранней стадии. Уже сейчас рак молочной железы с вероятностью более 96% может по снимкам предсказать искусственный интеллект, который анализирует накопленные (или, как говорят, большие) данные по другим пациентам, - пояснил замминистра, добавив, что школам подключение к быстрому интернету даст возможность использовать технологии дистанционного и индивидуального образования».
«Умный дом» в каждый дом?
Если продолжить разговор об инфраструктуре, то, как говорит Александр Бощенко, заместитель директора Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» по работе с корпоративным сегментом, за 2019 год компания построила по Иркутской области более 2 тыс. км оптических сетей и продолжает эту работу в нынешнем году.
«Цифровизация экономики не возможна без единой цифровой структуры, без физической среды передачи данных. Мы понимаем, что сервисы не могут развиваться без неё, и работаем в этом направлении. В прошлом году наша компания оценила масштаб своей будущей деятельности: ещё в 380 населённых пунктах Иркутской области до сих пор нет какой-либо связи. Для нас – это плацдарм работы. Жители не могут получить в посёлке, в котором живут, самые простые сервисы, и это, конечно, неправильно. Зачастую операторам невыгодно строить сети в эти труднодоступные территории, поэтому к такой работе «подключается» государство. На уровне региона создана рабочая группа, в которой мы совместно определяем дорожную карту, чтобы высокоскоростным интернетом был обеспечен полностью весь регион», - рассказал Александр Бощенко.
Он отметил, что в регионе уже сейчас уходит в цифру здравоохранение, компания работает над тем, чтобы жители, обратившись в больницу, могли получить не только помощь медиков, но и всю историю своей болезни в режиме онлайн.
Ещё одна сфера, над которую развивает «Ростелеком», - умное видеонаблюдение. Этот сервис уже запустили, к примеру, в сквере имени Кирова и в зоне отдыха залива Якоби в областном центре.
«Система позволяет автоматически реагировать на определённые инциденты. Например, если кто-то оставил на улице непонятный предмет, полицейские получают сигнал и могут сразу же проверить, не представляет ли он опасности для прохожих. Это повышает уровень безопасности в городе, что очень важно», - отмечает эксперт.
Интересно, что умными становятся не только города, но и отдельные квартиры жителей области. Сервис «Умный дом» обретает всё большую популярность: он включает в себя установку датчиков задымления, затопления, а также монтаж видеонаблюдения в квартире.
«Люди хотят защищать и контролировать свою собственность. Это понятная потребность. Сервис развивается довольно активно, притом мы говорим не только о безопасности, но и о комфорте жителей. К примеру, владельцы «умного дома», уйдя на работу, могут не только посмотреть удалённо, чем занимается вернувшийся со школы ребёнок, но и пообщаться с ним с помощью современной камеры», - поясняет замдиректора Иркутского филиала компании.
Цифровая модель локомотива
Как говорит Евгений Васиченко, новые технологии внедряют и на крупных предприятиях, в том числе в тяжёлой промышленности: некоторые компании создают «цифровые модели» своего производства, которые позволяют управлять в режиме реального времени.
По такому пути пошла группа компаний «ЛокоТех», которая занимается ремонтом и сервисным обслуживанием локомотивов, то есть по сути сопровождает весь их жизненный цикл – с момента изготовления до утилизации. Начальник отдела технологического развития филиала ООО «ЛокоТех» - «Восточный полигон» Михаил Другов говорит, что в состав филиала входят 29 сервисных локомотивных депо и 2 локомотиворемонтных завода.
С конца 2018 года компания реализует два проекта, связанных с новейшими технологиями: «Цифровое депо» и «Умный локомотив», цель которых – вывести качество ремонта техники на новый уровень и сделать работу ещё более эффективной. В Иркутской области пилотной площадкой для проектов выбрали сервисное локомотивное депо Братское.
«Сложность в организации производства состоит в том, что мы ничего не знаем об объекте, пока он не поступит к нам на ремонт. Зачастую, чтобы производство было готово к проведению ремонта, мы вынуждены содержать огромные запасы дорогостоящего оборудования. Соответственно, несём большие логистические затраты. Например, вес самой маленькой электрической машины, которые работают на локомотиве, - 45 кг, а самой большой – 5 тонн. И мы вынуждены постоянно перемещать детали и оборудование в границах полигона», - объясняет Михаил Другов.
Восточный полигон в России самый крупный – он организовывает сервисное обслуживание локомотивов на площадках пяти железных дорог: Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной.
«Локомотив, находящийся в Хабаровске, завтра может встать на ремонт в Чите или послезавтра – в Братске. Владея полной информацией о машине, мы, естественно, сможем лучше подготовиться к её приходу и тем самым сократить простой и собственные затраты на логистику, на содержание запасов. Кроме того, мы можем заранее передислоцировать ремонтный персонал по потребности», - отмечает представитель компании.
В этом и смысл проекта – создаётся цифровая модель каждого локомотива, в которой отражается его техническое состояние. Благодаря этому, в дальнейшем, система может перейти с планово-предупредительного на ремонт локомотива по потребности, в зависимости от его нагрузки и пробега.
«Если мы знаем, что, например, локомотиву, который идёт в сервисное локомотивное депо Иркутское требуется замена двух тяговых двигателей, мы заблаговременно их подготовим. Это очень удобно», - отмечает Михаил Другов.
Реализация проекта в Братске только близится к завершению, а его эффективность уже видна, поэтому идею начали масштабировать на сервисные локомотивные депо на Красноярской и Дальневосточной железных дорогах.
«Ни в России, ни в мире нет готовых цифровых решений для тяжёлой промышленности. Мы их сейчас создаём, ориентируясь на собственные потребности. У нас есть целая группа персонала, которая занимается развитием сетей, увеличением скорости передачи данных и накоплением информации о производстве», - отмечает эксперт.
По его словам, результатом цифровизации предприятия станет не только сокращение сроков ремонта локомотивов, но и в перспективе - изменение структуры производства
«Сейчас мы каждый раз проходим через три основных этапа: приёмку локомотива, его диагностику и непосредственно сам ремонт. Применив цифровой подход, две первых операции мы полностью исключим, - резюмирует Михаил Другов, добавляя, что такие новые технологии повысят уровень безопасности движения поездов, надёжность локомотива и эффективность производства предприятий филиала ООО «ЛокоТех» - «Восточный полигон».
Бизнес с датчиками
Один из главных потребителей новых технологий – бизнес. Компании активно пробуют самые передовые цифровые решения, чтобы справиться со множеством вопросов: от безопасности сотрудников до экономии производственных мощностей и бюджетов.
«Сейчас динамично развивается рынок интернета вещей – это технология, которая объединяет устройства в одну сеть и позволяет им собирать, анализировать и передавать друг другу данные», - поясняет эксперт директор департамента B2B филиала МТС в Иркутской области Елена Ватуля.
По её словам, один из новых сервисов, связанный с интернетом вещей, – мониторинг перемещения персонала на предприятии. Это особенно актуально для заводов и других промышленных объектов и связано в первую очередь с охраной труда. Технологии позволяют не только следить за тем, как перемещаются сотрудники по территории, но и наблюдать за состоянием их здоровья и мониторить параметры окружающей среды. В этом помогает так называемая «умная спецодежда». В неё встроены датчики, которые могут определять пульс, давление работника, а также, например, степень загазованности помещения, в котором он находится.
«Например, каски, в которые встроен акселерометр, который считывает положение объекта: если средство защиты находилось, например, на высоте роста человека, а потом резко переместилось вниз, это может означать либо то, что сотрудник нарушил технику безопасности и снял каску, либо то, что он упал и ему может потребоваться помощь», - объясняет Елена Ватуля, добавляя, что такие решения уже внедряют в свою работу некоторые добывающие и энергетические компании Приангарья.
Как отмечает Елена Ватуля, бизнесмены Иркутской области стали проявлять повышенный интерес новыми цифровыми решениями в последние пару лет:
«Бизнесмены Приангарья стали понимать, что это удобно, что это может позволить сэкономить ресурсы, повысить эффективность работы».
Решения на базе интернет-вещей востребованы не только в бизнесе, компания имеет опыт цифровизации городской среды. С помощью умных технологий возможны контроль расхода энергоресурсов в ЖКХ, в системе мониторинга и управления инфраструктурой «умного города», безопасности объектов, а также в медицине, транспорте и других направлениях.
25 супер-сервисов
Как говорит замуправляющего Иркутским отделением Сбербанка Дмитрий Лясковский, сфер, в которых нельзя было бы внедрить какие-то цифровые решения и на этом сэкономить либо кардинально увеличить производительность, нет.
«Доля безналичных расчётов растёт гораздо быстрее рынков. Вся Россия и Иркутская область - не исключение, мы с точки зрения расчётов телефонами уже догнали и обогнали западные страны и стали одними из самых продвинутых в мире, - говорит представитель банка. - Я сам перестал носить с собой карту, мы уже пережили этот этап. Люди уходят в онлайн-сервисы. И если раньше были целые категории населения, которые от этого дистанцировались, например, пенсионеры, то сейчас и они начинают активно пользоваться цифровыми услугами».
Вскоре таких услуг, которые оказывают населению, станет ещё больше. Евгений Васиченко поясняет, что Минкомсвязи РФ разрабатывает 25 супер-сервисов, которые пригодятся в определённых жизненных ситуациях. Например, сразу после рождения ребёнка. Так, молодая мама, ещё находясь в роддоме, сможет скачать приложение, нажать пару кнопок, чтобы оформить родовой сертификат и поставить своего малыша на очередь в детский сад.
«Сегодняшняя тенденция – оказание проактивных услуг, то есть предоставлять их будут автоматически без заявлений и хождений по инстанциям. Кстати, чтобы сделать государственные сервисы удобнее, мы уже сейчас проанализировали базу данных по МФЦ и вычислили последовательность обращений. Если много людей обращаются за одной услугой, а через пару месяцев все приходят за другой, то мы объединяем эти услуги в один кейс, чтобы сотрудник многофункционального центра сразу предупредил клиента, оформляющего услугу: «Вам через несколько месяцев может потребоваться такой-то сервис. Может быть, оформим его прямо сейчас?», - резюмирует замминистра.
Кстати
Благодатная почва для цифровых технологий – ЖКХ. Как говорят специалисты, уже сейчас есть системы, которые позволяют удалённо снимать показания с приборов тепло- и энергосети и в режиме онлайн контролировать утечку ресурсов, чтобы вовремя пресекать её и не переплачивать.