Большинство жителей России точно знают, что Дед Мороз живёт далеко на Севере, в Великом Устюге. Разъезжает он на тройке лошадей с бубенцами, а иногда — на поезде, который как раз неделю назад побывал в Иркутске. Но, приехав в город, туристы с удивлением узнают, что есть ещё один Дед Мороз — Байкальский. И 19 декабря он с размахом отмечает день рождения.
А накануне этой даты корреспондент irk.aif.ru встретился с волшебником.
Сковываю льды
У Байкальского Деда Мороза своя легенда. Например, у него нет никаких оленей, передвигается он только по воздуху. Да и Снегурочки у него нет — не положено. Зато есть работа.
«Я сковываю льды, — ответственно говорит Байкальский Дед Мороз. — Но сразу говорю: в этом году озеро не замёрзнет. Только в следующем. Увы, я не успеваю. Да и погода подкачала, тепло долго стояло. Так что всё замёрзнет, но в конце января. И так простоит до середины марта. А начинают всю работу, красоту, ледяную сказку ветра, помощники мои. Они дуют со страшной силой, а я подмораживаю — и получаются такие красивые торосы, поглядеть на которые едет вся страна, весь мир. Ну и сам, конечно же, лёд Байкала — кристально чистый, и можно даже увидеть дно, и камушки, и рыбки. Это очень красиво. И туристам будет радость — на коньках можно кататься, фестивали проводить, со мной встречаться».
Байкальский Дед Мороз живёт на озере. Говорит, что конкретного адреса у него нет, но возможно, появится своя усадьба. И рассказывает красивую историю о том, как он появился в этих местах. Сказка сказкой, но вот про байкальских тюленей — всё правда.
«Когда-то давно я жил на берегу Северного Ледовитого океана, и меня заинтересовало, куда уплывают морские тюлени, — говорит он. — Оказалось, они перебрались на Байкал, живут в пресноводном озере, что удивительно, и называются нерпами. Как оказалось, однажды они уплыли, а вернуться обратно не смогли. Пришлось им адаптироваться, да и понравилось тут. И я тоже остался. Здесь красота невероятная, синь всегда солнечного неба и прозрачная гладь воды».
Свободного времени у Байкальского Деда Мороза мало, особенно сейчас. Накануне дня рождения у него масса мероприятий — в Слюдянке, на берегу Байкала и в Иркутске. Встречается с детишками. Вдобавок и от замораживания озера сильно отвлечься сложно.
«Летом иду в Саяны»
«Примерно с сентября по май — самая горячая пора, вахта, — рассказывает Дед Мороз — труженик. — Сначала снежок нужен, потом холод на озеро нагонять приходится. Тает всё только в мае, тогда передышка. Минусовой режим помогает поддерживать и саянский хребет Хамар-Дабан. Так что летом я ухожу высоко в горы, в Саяны — тут есть ледники и снег никогда не тает».
Ещё одно отличие Байкальского Деда Мороза от своего собрата из Великого Устюга — это костюм.
«У меня всегда белая шуба, даже серебристая, с голубым оттенком. Это цвета мороза, инея, холода. И белые рукавицы — они символизируют чистоту помыслов. Основа образа — местные легенды и былины, — говорит волшебник. — А у коллеги из Великого Устюга — шуба красная, образ составлен на основе русских сказок, и у него в помощниках много персонажей — и 12 месяцев, и Баба-яга, и Снегурочка. А у меня всего этого нет, не положено. Я один».
Чародей с Байкала говорит, что, в отличие от своих сказочных собратьев, использует самое современное средство передвижения — вихревое.
«Да, у Байкальского Деда Мороза нет тройки лошадей, как у Дедушки из Великого Устюга, — говорит он. — И оленей нет, как у Санта-Клауса. У меня ветра! Самая передовая технология, между прочим. Очень сильные, коварные, очень быстрые. Я на них всюду добираюсь — и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Карелию. Я почти всю страну так облетел. В Удмуртии уже был и снова собираюсь».
Тут мы, конечно не совсем поверим — наверняка, перевоплощаясь в обычного человека, волшебник не прочь использовать самолёт. Но мы — про сказку. Байкальский Дед Мороз часто встречается со своими братьями в других регионах. Особенно близки ему, говорит, якутский Чысхаан, Ямал Ири из Ямало-Ненецкого автономного округа (тоже сказочный персонаж). А с Сагаан Убгэном, белым старцем из Бурятии, божеством из буддийской мифологии, вообще сложились очень тёплые отношения. Кстати, у Сагаан Убгэна свой праздник — Сагаалган, начало нового года по восточному календарю. В этот раз — 1 марта.
«Восточный Новый год встречается с первыми лучами солнца, и встречается он „белой“ пищей, — рассказывает Байкальский Дед Мороз. — Если говорить по-русски, то это молоко, сметана и национальные блюда. Церемонию начинают чаем с молоком. Мы присутствовали при этом. Вообще культура народов — она удивительна. Скажем, в Татарстане Дед Мороз — это Кыш-бабай, в Удмуртии — Тол-бабай. И если в детстве нас всех когда-то пугали бабайками, то это значит — говорили, что дедушка придёт и строго разберётся, может быть, накажет».
Байкальский Дед Мороз с гордостью говорит о том, что он отмечает не только традиционный Новый год 31 декабря, но и все подобные даты, которые празднуют на Байкале, — и старый Новый год 14 января, и восточный Новый год, который весной. И все национальные торжества, которые проходят на многонациональной сибирской земле, — и татарский, и чувашский, и все остальные. Поэтому запаситесь хорошим настроением, эмоциями.
«Пусть будет в доме праздничное убранство. Пусть в 12 часов с боем курантов в ваш дом войдёт сказка. Желаю вам счастья и здоровья — крепкого, сибирского — в наступающем новом году.
Человек, который не имеет здоровья, загадывает только одно: чтобы было здоровье. И поэтому издревле на Руси люди здоровались, значит, желали здравия, здравствовать желали. Вот поэтому здоровья крепкого и сибирского. Ну а что касается жизни — жизнь, она не стоит на месте, она движется вперёд».