Давать ли первоклашке карманные деньги, можно ли объяснять малышу, что игрушка слишком дорога, и как вести себя, если подросток без спроса залез в родительский кошелёк? Разобраться в этой непростой теме читателям «АиФ-Иркутск» помогла иркутянка Юлия Варыханова - эксперт в области финансового образования детей. Автор книги «Денежные сказки» и руководитель клуба «Богатый ребёнок» дала несколько полезных советов, которые пригодятся и детям, и взрослым.
Когда начинать?
Юлия Варыханова |
Ещё до своего появления на свет ребёнок на подсознательном уровне чувствует этот мир и уже начинает улавливать суть такого явления, как деньги: ещё до ухода в декрет мама ходила на работу, делала покупки, а потом, возможно, даже подрабатывала с малышом на руках. И уже в годовалом-полуторагодовалом возрасте ребёнок готов к своему первому осознанному знакомству с деньгами. Родители могут вместе с игрушками показывать детям монетки и рассказывать о них: какого они достоинства, какого цвета, что на них изображено.
Если малыш спокойный, уже с этого возраста его можно брать с собой в магазин и комментировать ему свои действия. Например, показывать таблички с ценниками и объяснять, что у каждой вещи вокруг - своя стоимость. Можно сравнить два продукта с разной ценой и постараться рассказать, чем объясняется такое различие. Или показать, что вы положили в корзинку, и пояснить, почему сделали именно такой выбор. Например: «Это масло стоит дешевле, но оно не такое свежее, поэтому мы заплатим чуть дороже, но возьмём то, что свежее и вкуснее». Это же в будущем поможет вам избежать истерик и слёзных просьб в магазинах игрушек.
Кстати, приучите самого себя всегда считать сдачу. Это станет хорошей тренировкой для мозгов и приучит вас к точности в отношении денег.
Пора «карманных расходов»
Когда ребёнок может получить в распоряжение первые деньги? Здесь, по словам эксперта, очень важно не опоздать. В 6-7 лет, примерно за полгода до похода в школу, уже можно и нужно давать ребёнку небольшие суммы и учить распоряжаться ими.
В школе заканчивается влияние родителей и начинается влияние сверстников. И родителям нужно научить ребёнка относиться к деньгам адекватно: не разбрасывать их, не раздавать, уметь откладывать.
Будет хорошо, если за эти полгода дошкольник запомнит достоинства всех монет и начнёт осваивать простейшие математические операции. На таких «наглядных пособиях» ему легче удастся понять суть сложения и вычитания, чем на сухих цифрах. Как показывает опыт Юлии Варыхановой (финансовой грамотностью детей она занимается с 2007 года), с такой базой ребёнок без проблем осваивает и таблицу умножения.
Важно, чтобы малыш научился не тратить всю сумму сразу, а делить её на части. Такая наука нелегко даётся и многим взрослым, которые берут один кредит за другим. Заведите копилку и объясните ребёнку, что если откладывать деньги, то через какое-то время можно позволить себе большую приятную покупку.
Карманных денег должно хватать на покупку небольших безделушек, сладостей, канцелярских товаров. При этом чем старше ребёнок, тем реже следует давать ему деньги на проезд и питание (суммы при этом становятся крупнее), чтобы он сам учился планировать свои расходы.
Как относиться к деньгам?
Посмотрите на себя: здорово ли вы воспринимаете деньги?
Важно объяснять ребёнку, что деньги ему нужны не только для себя, но и для того, чтобы помочь тем, кому сейчас сложно.
Можно ли поощрять за пятёрки?
Во многих семьях принято платить детям или внукам за хорошие отметки, вынесенный мусор, вымытую посуду… Делать этого специалист не советует. Финансовый стимул может негативно сказаться на учёбе: ребёнок потеряет к ней интерес и будет работать только на результат, а не на качество. Аппетит при этом, как показывает опыт, с каждым годом растёт.
А вот платить за домашний труд можно лишь в том случае, если в семье принято нанимать людей для уборки в доме, мытья окон, других бытовых нужд. Если все члены семьи сами готовят обед, стирают и выносят мусор, то давать ребёнку деньги за такую работу непедагогично: дети должны понимать, насколько важен бескорыстный труд на общее благо.
Денежные сказки Юлии Варыхановой |
Нужно ли проучать ли воришку?
Если вы обнаружили, что из кошелька пропадают деньги, важно понять, почему ребёнок (чаще подросток) это делает. Доверительно поговорить с сыном или дочерью: быть может, вы совсем не даёте им карманных денег, поэтому они не могут позволить важных для них мелочей, начинают стесняться сверстников? Постарайтесь не кричать, а сначала взглянуть на мир их глазами.
Возможно, вы сами спровоцировали ребёнка, оставив большую сумму денег в открытом доступе? Лучше хранить их в сейфе, в банке, на пластиковой карте… Объясните сыну или дочери, что нечестные деньги редко приносят благо: легко пришло - легко ушло. При этом честно накопленные и заработанные средства дадут ребёнку серьёзный повод для гордости и поднимут его самооценку.