Важность строительства железнодорожной «подземки» - тоннелей нельзя недооценивать. Проектно-изыскательский институт «Бамтоннельпроект» создавался специально для разработки документации для строительства тоннелей Байкало-Амурской магистрали и с 1977 года организация активно трудилась над их созданием.
Однако одним БАМом, подарившем институту имя, его деятельность не ограничилась: после были проекты тоннелей в Западной Сибири, на Дальнем Востоке и даже в олимпийском Сочи. Но вновь приниматься за работу на Восточно-Сибирской железной дороге проектировщикам было особенно волнительно - свежие проекты на БАМе в институте называют возвращением к своим истокам.
Назад в будущее
Свои первые работы на Байкало-Амурской магистрали организация проектировала ещё в составе Ленинградского института. Тогда успели поучаствовать в создании всех бамовских тоннелей, общая протяжённость которых составила больше 30 километров, начиная от Байкальского, расположенного на границе Приангарья и Бурятии, и заканчивая самым высокогорным - Кодарским в Забайкальском крае. Конечно же, особенная гордость проектировщиков - пятнадцатикилометровый Северомуйский тоннель. Он один из самых протяжённых в мире и самый большой в России.
Кажется, будто кто-то включил машину времени: проектировщики, которые трудились на БАМе 40 лет назад, снова принялись за работу на родной магистрали. В прошлом июле специалисты «Бамтоннельпроекта» приступили к разработке проекта второго Байкальского тоннеля, который пройдёт параллельно уже существующему. Его длина будет равна протяжённости «старшего брата» - 6,7 километра.
Александр Яковлев |
- Сложно сказать, в чём особенности этого проекта, - делится генеральный директор института, доктор транспорта, почётный строитель РФ Александр ЯКОВЛЕВ. - Каждый проект индивидуальный, условия везде абсолютно разные, но, учитывая тот опыт, который мы приобрели за время разработки первого Байкальского тоннеля, работать было несколько проще. К тому же, современные программы и техника для проектирования помогли нам значительно уменьшить сроки работы. Кстати разработку проекта мы завершили в июне, но строительство самого тоннеля началось раньше.
На вопрос о том, можно ли новые проекты на БАМе считать возрождением этой железной дороги, Александр Владимирович отвечает отрицательно:
- Это не возрождение, а продолжение. БАМ ведь не умер, он развивается в последние годы. Вот и Байкальский тоннель на вторых путях понадобился для того, чтобы ликвидировать барьерное место и увеличить объёмы перевозок по магистрали в целом.
Сочинская закалка
Год для такой сложной работы, как проектирование второго Байкальского тоннеля, - не срок, но время диктует свои правила. В современном мире всё приходится делать быстрее, чем раньше. Особенно остро специалисты «Бамтоннельпроекта» почувствовали это, когда работали над проектами тоннелей в Сочи. Из существующих в олимпийском центре страны 6 тоннелей «Бамтоннельпроект» разработал пять. Их общая протяжённость составила больше 5 километров.
- Наверное, не нужно объяснять насколько эта работа была важна и для государства, и для нас самих, - рассказывает Александр Яковлев. - Труд оказался очень напряжённым: когда началась стройка, ещё не было проекта, утверждённого государственной экспертизой. Процесс шёл практически «с листа» - времени долго размышлять и планировать не было: сроки Олимпиады не передвинешь. Основные силы мы тогда бросили именно на сочинскую работу. Слава богу, всё сделали качественно и в срок. Олимпиада прошла «на ура», и очень приятно осознавать, что мы тоже причастны к такому большому делу.
Стоит отметить и то, что на объекты в Сочи институт пришёл с богатым опытом работы в Краснодарском крае. К первому проекту железнодорожной «подземки» на Северо-Кавказской железной дороге институт приступил ещё в 1999 году.
От Чёрного моря до Тихого океана
Между тем стройки такого масштаба, как БАМ или Сочи, - не только напряжённый труд, но и отличная школа для нового поколения проектировщиков и строителей. По словам Александра Яковлева, в институте до сих пор трудятся проектировщики, которые пришли в организацию в момент её образования. Это уже опытные люди, с бамовской закалкой. Но и без молодёжи сегодня - никуда.
- Очень много специалистов пришли к нам в конце 90-х, в начале 2000-х, - объясняет Александр Яковлев. - Из многих тогдашних выпускников вузов за эти годы выросли великолепные профессоналы, главные инженеры проектов. Мы и сейчас постоянно расширяем штат, причём приглашаем выпускников профильных вузов. Естественно, смотрим, как молодой человек учился, иногда даже присутствуем на защитах дипломных работ. Кстати, за 11 лет, что я руковожу институтом, ни один из сотрудников не покинул компанию, потому что работа интереснейшая: мы делаем проекты от Чёрного моря до Тихого океана.
Действительно, география объектов поражает: по проектам института построены и реконструированы тоннели на Дальневосточной, Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Красноярской, Западно-Сибирской железных дорогах. Кузнецовский, Манский, Томусинский, Облучинский - это только те тоннели, которые сданы в последнее время.
- Сейчас занимаемся проектом реконструкции подводного тоннеля под рекой Амур в Хабаровске. Протяжённость около 7 километров - это, наверное, один из самых крупных объектов на сегодня. Мы ведём его вместе с коллегами из института «Ленметрогипротранс», - рассказывает Александр Владимирович. - На участке Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги сдали уже четыре тоннеля, ещё для пяти готовятся проекты под строительство вторых путей. Кроме того совсем недавно, в декабре, мы закончили работу над проектами на линиях Туапсе - Адлер и Абакан - Тайшет. Сейчас они проходят государственную и ведомственную экспертизы. Уверен, скоро начнётся их строительство.
Кстати
В апреле институт закончил работу над проектом автодорожного тоннеля протяжённостью 3,7 километра в Киргизии. Это первый международный контракт «Бамтоннельпроекта», поэтому специалисты компании считают событие особенно значимым. К слову, за свою историю институт спроектировал уже четыре тоннеля на автомобильных дорогах.