Генеральный директор ЗАО «Мостострой-9» Андрей Мкуляк, потомственный мостовик:
- В 2014 году отмечается 40 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали, 40 лет нашей организации «Мостострой-9». Сорок лет по историческим меркам - немного, но для целого поколения - это большая часть активной жизни. А для коллектива нашей организации - хроника славных дел и свершений, периоды бурной деятельности и стагнации. Но, что бы ни случалось, в каких бы исторических условиях ни жили, мы уверенно смотрим в будущее.
1974-й - год начала стройки великой трассы - Байкало-Амурской магистрали. Год, который стал отсчётом новой жизни для многих комсомольцев, год, когда для строительства магистрали были созданы новые предприятия. Одним из таких предприятий стал трест «Мостострой-9».
На западном участке БАМа предстояло в короткие строки выполнить большой объём мостостроительных работ - возвести более 100 временных мостов на притрассовых автодорогах, около 400 двухпутных капитальных мостов на участке Лена - Куанда.
В целях обеспечения работ по строительству искусственных сооружений на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали приказом Министерства транспортного строительства СССР № 202 от 9 октября 1974 года организован мостостроительный трест «Мостострой-9». В состав треста изначально вошло 4 мостоотряда и 1 мостопоезд. Тресту было поручено строительство искусственных сооружений на западном участке БАМа - от станции Лена Восточно-Сибирской железной дороги до станции Витим (включая мост через реку Витим), а также на вторых путях железнодорожной линии Тайшет - Лена на территории Бурятской АССР.
Кадры для новой организации собирались со всей страны. Первым управляющим треста стал Иван Данилович Рассказов. К этому времени он имел солидный опыт по организации строительства мостов на Волге, в Прикаспии и других регионах России. Первым главным инженером треста стал Валерий Иосифович Шмидт. При строительстве мостовых сооружений внедрялись передовые методы организации производства и труда, применялись прогрессивные конструктивно-технологические решения. Особое внимание руководители уделяли обучению и воспитанию инженерно-технического персонала - от высококвалифицированных монтажников и механизаторов до главных инженеров и начальников отрядов. В первые годы на БАМ приезжали серьёзные предприимчивые люди в возрасте 20-40 лет. Однако далеко не все они имели строительные специальности и ещё меньше имели представление о строительстве мостов. Экстремальные природные условия и большая интенсивность работы закалили и воспитали не одно поколение мостовиков.
За время строительства БАМа трестом «Мостострой-9» было построено более 800 искусственных сооружений (автодорожных и железнодорожных мостов), соединены берега больших сибирских рек: Лены, Киренги, Илима, Баргузина, Ангары, Селенги, Уды, Верхней Ангары, Оки, Ингоды, Каны, Ии, Туруки, Витима, Таюры, Нии, Холодной Кмчеры, Янчуи, Малой и Большой Койры.
На 1 октября 1984 года, когда было уложено «золотое» звено, символизирующее завершение строительства главного железнодорожного пути БАМа, трест включал в себя 10 мостоотрядов, расположенных в Иркутской области и Бурятской АССР, 2 мостопоезда, УПТК, автобазу, управление механизации. Коллектив треста насчитывал 5702 человека.
Большинство строителей БАМа остались верными и профессии, и предприятию. Кто-то уже ушёл на пенсию, а кто-то и сейчас работает на предприятиях «Мостостроя-9».
Пройдя профессиональное становление на строительстве искусственных сооружений БАМа, сегодня ЗАО «Мостострой-9» - одно из крупнейших предприятий по строительству мостов и путепроводов в Восточной Сибири. Его производственные мощности задействованы, а коллектив профессионалов участвует в строительстве искусственных сооружений в Иркутской областях, в Красноярском крае, Республике Бурятии и Республике Саха (Якутия).
Современные экономические условия диктуют свои правила работы предприятий, поэтому, чтобы развиваться дальше, на предприятии проходит процесс оптимизации производственных мощностей и коллектива.