Иркутск, 26 июня - АиФ-ВС. В последнее время к проблемам комплексного развития регионов Сибири и Дальнего Востока приковано пристальное государственное внимание, о чём свидетельствует и создание министерства Дальнего Востока в Правительстве РФ, и проектирование профильной государственной корпорации, и разработка специального федерального закона. Сможет ли Иркутская область встроиться в грандиозные планы федерального центра и, как выражаются некоторые эксперты, успеть заскочить в последний вагон уходящего поезда? И что необходимо предпринять, дабы не упустить этот уникальный шанс и привлечь на территорию серьёзные государственные ресурсы?
Ответы на эти и многие другие вопросы вчера искали представители региональной власти, реального сектора экономики, вузовской и научной общественности в ходе круглого стола «Долгосрочное видение: какое будущее ждёт Иркутскую область с учётом государственных планов по развитию Сибири и Дальнего Востока?». Мероприятие проходило в пресс-центре еженедельника «Аргументы и факты в восточной Сибири».
Как отметил в своём выступлении первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков, в комплексной программе развития Сибири и Дальнего Востока областные власти видят Приангарье в качестве одного из ключевых регионов, успешное будущее которого во многом зависит от консолидированных усилий чиновников, депутатов, бизнеса и общественности.
- Должна быть сформулирована чёткая и понятная каждому жителю области долгосрочная стратегия социально-экономического развития территории, которая позволила бы нам позиционировать себя как промышленный, а не сырьевой регион, - подчеркнул он. – Для власти такой документ – это руководство к действию, а для населения – видение реальных жизненных возможностей.
При этом, как отметил министр экономического развития и промышленности Приангарья Руслан Ким, даже при выборе инновационного курса нужно понимать, что без добычи и переработки природных ресурсов, которыми так богата наша область, просто не обойтись. Важно формировать на её территории новые производства, связанные с глубокой переработкой сырья, будь то углеводороды или древесина.
С этим тезисом согласен и профессор Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, кандидат экономических наук Максим Безрядин:
- Хотя бы второй, третий передел собственных природных ресурсов нужно организовывать, это вполне по силам даже на региональном уровне власти. Конечно, не нужно лезть в высокие материи, никогда мы не будем делать хорошие автомобили или сложную компьютерную технику, но хотя бы полуфабрикаты мы здесь обязаны производить. Всё только от нас зависит.
Вместе с тем Иркутской области, безусловно, стоит воспользоваться теми возможностями, которые ей предоставит госкорпорация развития Сибири и Дальнего Востока. В частности, это касается привлечении федеральных инвестиций в крупные межрегиональные проекты, реализовать которые отдельным субъектам РФ не под силу.
- Тем не менее, нужно понимать, что корпорация – конструкция не вечная, её работа рассчитана до 2025 года. То есть толчок для развития нашей экономики будет достаточно коротким, и важно понять, что останется после завершения деятельности этой государственной компании, - считает Руслан Ким. – Корпорация должна позволить нам сформировать инфраструктуру, которая не будет зависеть от добычи полезных ископаемых. Я имею в виду создание производств глубокой переработки, туристической и социальной инфраструктуры, которая останется в Приангарье.