Александр Абалаков - мужчина в самом расцвете сил. Высокий, спортивный, как говорится модельной внешности. Если бы не форма и награды, мелодично позвякивающие на кителе, никогда бы не подумала, что за плечами у него богатая военная биография.
В органах МВД - в отряде милиции особого назначения (ОМОН) - подполковник Абалаков служит с 1993 года, а в 95-м он уже принимал участие в первой чеченской кампании - штурмовал Грозный.
«Город тогда предстал перед нами в ужасающем виде: всё горело, дома были разрушены, кругом трупы как мирных жителей, так и военных, - вспоминает Александр. - Это был мой первый боевой опыт».
Он не скрывает, что ему, тогда двадцатилетнему мальчишке, было по-настоящему страшно, ведь войну до этого приходилось видеть только в кино да на фотографиях. А тут удручающую картину разрушенного города дополняли ещё и развешанные по всему городу плакаты дудаевских боевиков «Добро пожаловать в ад!», «Приезжайте, вам всем здесь конец». Давили на психику и рассказы о вылазках чеченцев, услышанные от солдат и милиционеров, прибывших в Чечню на неделю - две раньше иркутского ОМОНа. Но человек, как известно, привыкает ко всему, вот и Александр со своими сослуживцами постепенно втянулся в жизнь в боевых условиях.
Однако ещё больше, чем первая командировка, запомнилась Абалакову вторая чеченская кампания 1999 - 2000 годов.
«Боевики уже были не те, что в 1995-м, - рассказывает подполковник. - Они обзавелись опытом военных действий, иностранными инструкторами, сами прошли стажировку в лагерях за рубежом. В общем, перед нами предстал хоть и разрушенный, но хорошо укреплённый Грозный, с большим количеством наёмных боевиков».
В эту командировку иркутянин участвовал в штурме большого пригородного села Ермоловка (Алхан-кала), которое захватил один из полевых командиров, чтобы отвлечь федеральные силы от Грозного. Эта операция позднее была названа «образцовой», но, по словам Александра, до таковой ей было очень далеко.
«Запустили нас на штурм с горы по чистому полю, - говорит он. - Со стороны это было похоже, наверное, на атаку каппелевцев в фильме «Адмирал». Благо, что боевиков на окраинах было мало и сосредоточились они в центре села».
А ещё Александр не может забыть, как они чем могли кормили голодных мирных жителей чеченской столицы, которые не смогли покинуть город и укрывались в подвалах разрушенных домов. Кстати, фотообъектив Владимира Сварцевича запечатлел подобный момент: женщины с измученными лицами протягивают кастрюльки и бидоны к полевой кухне. Миска каши в Грозном была на вес золота.
Правда, сама выставка фотокорреспондента «АиФ» вызвала у подполковника Абалакова неоднозначные впечатления. Как человек, прошедший войну, он считает, что такие жёсткие фотографии нужны далеко не для всех. Одно дело, когда их демонстрируют участникам боевых действий и тем, кто впервые выезжает в военные командировки в горячие точки, другое - когда их видят обычные мирные граждане.
«Я стараюсь, чтобы мои дети не воспитывались на этом, - говорит Александр Абалаков. - Пусть война проходит только через меня одного».
Справка:
Александр Владимирович Абалаков с 1993 по 1998 год служил в ОМОНе, затем перешёл в региональное управление по борьбе с организованной преступностью в специальный отряд быстрого реагирования. С 2008 года возглавляет кадрово-воспитательную работу в иркутском ОМОНе. Начиная с 1995 года, семь раз выезжал в служебные командировки в Чечню.