Сдерживает развитие отрасли отсутствие инфраструктуры по транспортировке, использованию и переработке газа. Гигантские месторождения - Ковыктинское (с запасами газа 2 трлн куб. м, конденсата - 84 млн т), Чаяндинское (более 1,2 трлн куб. м газа и 70 млн т конденсата и нефти) и Юрубчено-Тохомское (свыше 70 млн т нефти и 180 млрд куб. м газа) - пока только ожидают разработки. «Большой газ», согласно планам «Газпрома», стартует только после 2015 года, когда будет сдан в эксплуатацию газопровод Якутия - Хабаровск - Владивосток. Он выведет газ Чаяндинского и Ковыктинского месторождений на рынки Юго-Восточной Азии в обход Иркутской области и Республики Бурятия.
Предпосылки и варианты
Экспортный газопровод проблем газификации громадных территорий Байкальского региона не решает.
- Покупатели российского газа создадут продукцию с высокой добавленной стоимостью, а потом придут к нам с полимерами или сжиженным гелием и будут продавать втридорога. Если мы хотим уйти с сырьевого пути развития, то должны одновременно развивать перерабатывающую промышленность, - считает академик РАН, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А.А.Трофимука Алексей Конторович.
По мнению экспертов, в Приангарье есть все предпосылки для создания нефтегазохимического кластера.
- Дальневосточный вариант маршрута вопрос производства полимеров и химии никак не решает, - считает генеральный директор ООО «Саянскхимпласт», депутат Заксобрания Виктор Круглов. - Говорят, что есть планы строительства на Дальнем Востоке крупного газохимического комбината, но когда этот комбинат появится, неизвестно. Гораздо проще и дешевле развивать нефтехимию на базе существующих предприятий. Восточнее Байкала у Иркутской области в перспективах развития газохимии равных нет: здесь есть «Саянскхимпласт», Ангарская нефтехимическая компания, Ангарский завод полимеров. Есть не только специалисты, но и школа воспроизводства кадров.
Часть потребностей этих предприятий возможно удовлетворить за счёт использования попутного газа, который в больших количествах содержится в коллекторах нефтяных месторождений Восточной Сибири. Его утилизацию также сдерживает отсутствие транспортной инфраструктуры. Не имея возможности вывести газ на рынок, компании вынуждены платить огромные штрафы за сжигание или реализовывать собственные проекты по утилизации. Например, компания ВЧНГ с 2013 года приступает к закачке попутного нефтяного газа в подземное хранилище, а Иркутская нефтяная компания уже закачивает его в пласт.
Компании, работающие на нефтегазовых месторождениях, активно ищут варианты коммерческого использования попутного и природного газа. Один из перспективных проектов - строительство Ленской ТЭС в Усть-Куте мощностью 1200 МВт, которое планирует компания En+ для обеспечения электроэнергией районов БАМа и северных районов Иркутской области, где уже сейчас есть дефицит электроэнергии, в частности, Бодайбинского района. Однако объёмов одного попутного газа не хватит даже для обеспечения потребностей Ленской ТЭС, не говоря уже о других проектах.
Будущее газовых предприятий, ориентированных на внутренний рынок, зависит от цены газа. Например, прогнозируемая минимальная цена газа с учётом затрат на освоение месторождений, строительство газотранспортной инфраструктуры и обеспечения рентабельности составит 3700 руб. за 1 тыс. куб. м. Это много, поскольку для газогенерации Восточной Сибири, где необходимо конкурировать с гидроэнергетикой, коридор конкурентоспособности газа для использования на генерирующих объектах в пределах 1700-2700 руб. за 1 тыс. куб. м. Чуть дороже готовы покупать газ нефтехимики, но и они не могут позволить себе выйти за отсечку в 2900 руб.
Конкуренты «поджимают»
Надо понимать, что мы живём в конкурентном и меняющемся мире. Сегодня нельзя закрывать глаза на революцию по добыче газа из низкопроницаемых коллекторов, которая началась в США и распространяется по всему миру, включая Китай. К примеру, сегодня стоимость газа в США сопоставима со стоимостью газа внутри России, при этом энергоёмкость производства в Штатах значительно ниже. Соответственно индустрия США получает мощный толчок к развитию в виде дешёвого источника энергии и сырья для газохимии. России необходимо не упустить этот рывок и постараться сохранить конкурентное преимущество дешёвого газа внутри страны.
Без государственной поддержки у газовых проектов, ориентированных на внутренний рынок, нет будущего.
В руках государства находится эффективный инструмент - налоговая политика, в частности, регулирование ставки по галогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Например, шестой год действуют налоговые каникулы по НДПИ на нефть, введённые для добывающих компаний Восточной Сибири. Интенсивное развитие в период льготного обложения позволит к сроку окончания льгот нарастить объёмы добычи, а значит, и налоговую базу. Подобная поддержка в отношении НДПИ на природный газ дала бы мощнейший эффект, однако пока ситуация развивается в диаметрально противоположном направлении. В мае 2012 года правительство РФ одобрило рост ставок НДПИ на природный газ. Для независимых недропользователей ставки вырастут более чем в четыре раза. Это означает, что рентабельность всех проектов, не связанных непосредственно с сырьевым экспортом, оказывается низкой, а их реализация неэффективной.
Независимые компании, имеющие лицензии на право пользования недрами в Восточной Сибири, поддержанные Российским газовым обществом и правительством Иркутской области, обратились к правительству РФ с предложением не просто отказаться от повышения ставок НДПИ, но и установить нулевую ставку налога на газ Восточной Сибири. Действие льготной ставки предлагается распространить на газ, добытый на участках, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутии), Иркутской области и Красноярского края. Льгота, по замыслу разработчиков законопроекта, должна действовать до достижения накопленного объёма добычи в 60 млрд куб. м и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет (17 лет - для лицензии на право пользования недрами, выданной одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых). Для участков, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2013 года, льгота распространяется на те месторождения, степень выработанности запасов которых на 1 января 2012 года меньше или равна 0,05.
Нулевая ставка НДПИ на газ по аналогии с нефтью позволила бы приступить компаниям к осуществлению намеченных проектов в отношении добычи, реализации и переработки газа, построить газопровод в Усть-Куте и подать газ сначала на проектируемую Ленскую ТЭС, а потом и другим заинтересованным потребителям. По мнению экспертов, нулевая ставка даст мощный толчок к осуществлению проектов по развитию газохимического направления переработки газа.
Эта инициатива уже нашла поддержку в правительстве Иркутской области, где в августе состоялось совещание по созданию нефтегазохимического кластера, предусмотренного планом развития газо- и нефтехимии России до 2030 года. Как заявил губернатор региона Сергей Ерощенко, расширение сферы использования природного газа месторождений Восточной Сибири, в том числе в качестве технологического сырья, должно стать одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Приангарья. Соответствующие предложения подготовлены полномочному представителю президента Российской Федерации в СФО Виктору Толоконскому и в правительство РФ. Обращение с инициативой обнуления НДПИ на газ поддерживает и ОАО «ЕвроСиб-Энерго».
-Увеличение налога на добычу полезных ископаемых для независимых газодобывающих компаний - это достаточно серьёзная угроза для наших проектов по газовой генерации, - говорит Дмитрий Шумеев, директор по стратегии и развитию компании «Иркутскэнерго», крупнейшего актива ОАО «ЕвроСибЭнерго». - Если эти планы будут реализованы в том формате, в каком они были обозначены, а именно - более чем четырёхкратный рост НДПИ к 2015 году, это ставит под вопрос возможность реализации проекта Ленской ТЭС.
Солидарность бизнесменов и региональной исполнительной власти объясняется просто: для реализации крупных проектов необходимы уверенность в завтрашнем дне, стабильность и преемственность решений как государственного, так и регионального масштаба. Непредсказуемость российской налоговой политики отталкивает даже самых оптимистично настроенных инвесторов. В непростых условиях Восточной Сибири нулевая ставка НДПИ на газ является эффективным и скорее всего единственно возможным способом поддержки развития газового комплекса, а вместе с ним и смежных отраслей производства и региона в целом.