Он вписал увлекательные страницы в книгу мирового приключенческого эпоса: пересёк на верблюдах пустыни Гоби и Сахару, переплыл Атлантический океан на спасательной шлюпке, исследовал джунгли Новой Гвинеи, горы и сельвы Южной Америки и другие интересные места…
На этой неделе Яцек Палкевич приезжает в Иркутск, чтобы воплотить в жизнь новый научный проект – «По следам польских исследователей Сибири». Кроме столицы Восточной Сибири он побывает в Петропавловске-Камчатском.
– Сибирь я знаю – как мало кто из россиян. Мне приходилось бывать в самых глухих и далеких её уголках. Она притягивает своей суровостью и огромностью, обилием непередаваемых впечатлений, – признался путешественник еженедельнику «АиФ в ВС».
В Иркутске он уже был несколько раз и всегда любовался его деревянными архитектурными шедеврами. Яцек считает, что они позволяют отличить Иркутск от большинства не только европейских, но и сибирских городов. Кроме того,
Читайте также: | |
---|---|
Польский путешественник начнет хождение по России с Иркутска Януш Ривер, покоряющий на велосипеде мир, добрался до Забайкалья |
Иркутск для него – это также Байкал, особенное место для поляков, поскольку связано с судьбами польских политических ссыльных. Бенедикт Дыбовски, Александр Чекановский и Ян Черский были настоящими первооткрывателями в исследовании озера. Да и многие другие соплеменники путешественника внесли свой пионерский вклад в исследование и развитие региона.
– Я решил воспользоваться своею политической независимостью и отправиться в Сибирь, чтобы напомнить о ценном вкладе поляков в историю исследования и освоения этого региона, – объяснил Палкевич суть проекта «По следам польских исследователей Сибири». – Не устаю повторять, что лучше иметь соседа за межой, чем брата за горой, поэтому намерен выступить в роли посла, инициатора налаживания более крепких связей между нашими людьми и странами. Приезжаю в Иркутск, чтобы попробовать приблизить россиянам современную Польшу. Здесь, в Сибири, я как бы вижу её часть.
Как рассказал Яцек Палкевич, кроме политических ссыльных в Иркутске жили тысячи его земляков, приехавших сюда добровольно. Они пользовались уважением у местных жителей и легко находили с ними общий язык. Местная администрация также ценила переселенцев из далёкой Европы, поскольку они привносили в Сибирь элементы цивилизации. Стоит отметить период, когда поляки играли весьма значительную роль в хозяйственной жизни Иркутска – например, престижно было иметь костюм, сшитый польским портным, или покупать мыло у поляка – предпринимателя Высоцкого. Большинство из 30 практикующих в Иркутске врачей также оказались поляками. Инженеры польского происхождения, получившие образование в российских университетах, руководили строительством важных объектов. Семья Завадовских создала в регионе торговую империю. Пионером сибирской угольной промышленности был Игнаций Собещаньский…
Поляки занимали многие ответственные административные должности. Николай Франтишек Саладский – глава Иркутска в 1902 году, на должность городского головы избирали Болеслава Шостаковича – прадеда доктора исторических наук, профессора ИГУ Болеслава Сергеевича Шостаковича, а генерал Болеслав Кукель был председателем Восточно-Сибирского отделения Русского технического общества. На начало XX века число выходцев из Польши за Уралом составляло приблизительно 70 тысяч человек. Считается, что каждый четвёртый сибиряк имеет польские корни. Когда-то в Иркутске говаривали, что «Сибирь покорили казаки, а обустроили поляки – полноправные граждане Российской империи польского происхождения».