Иркутянин Алексей ШЕВЕЛЁВ увидел Антарктику год назад и намерен отправиться туда снова. На надувном судне собственной постройки. В команде из трёх человек. Едва ли не через половину земного шара. Он побывал в гостях у «АиФ-ВС» и рассказал о том, как добраться до Антарктиды, чем удивителен белый континент и как Россия теряет там свои былые позиции.
«Байкал» на Антарктиде?
«Характер - нордический, чувство юмора - неистребимое. Отличается умом и сообразительностью». Это из краткой биографии нашего гостя на одном из иркутских сайтов. Сам Алексей называет себя «геологом в прошлой жизни». Найдутся те, кто помнит его как водолаза-спасателя. Кто-то наверняка встречал его среди спелеологов: наш земляк побывал в одной из самых глубоких пещер мира. Многие знают путешественника Шевелёва. Бирма, Непал, Индонезия, Камбоджа, Индия, Тибет - десятки интересных уголков России попали в объектив его фотоаппарата. При этом сам Алексей путешественником себя не считает: мол, каждая поездка совершается с конкретной целью, а не из праздного интереса.
В редакцию Алексей попал буквально «с колёс»: только что вернулся из одной поездки, через пару часов уезжает в другую… В ближайшем круге интересов - Бурятия, в перспективе - Антарктида. Путь к ней Алексей намерен начать из Севастополя в январе будущего года. А сейчас на Иркутском водохранилище проходит завершающие испытания восьмиметровое «надувное судно собственной конструкции». Названия у него пока нет - по словам Алексея, команда выбирает между двумя «оригинальными версиями» - «Иркутск» и «Байкал».
- 15 января мы планируем выйти из Севастополя - города нашей воинской и морской славы, где находится могила открывателя Антарктиды Михаила Лазарева. Планируем дойти до Канарских островов, оттуда - вдоль берегов Южной Америки до самого южного города мира - Ушуая. Там мы ждём хорошей погоды, пересекаем пролив Дрейка и попадаем в западную Антарктику, - перечисляет наш земляк. Мысль о таком путешествии зародилась у Алексея, когда он на большом судне пересекал пролив Дрейка.
- Пролив считается самым бурным на планете. Моряки, которые идут в кругосветку и пересекают его, носят в ухе золотую серьгу, - улыбается наш гость. - При этом сегодня появились такие технологии, которые позволяют пройти его даже на надувном судне. Хотя ещё несколько лет назад это было просто невозможно.
Надувное судно для сложного путешествия Алексей выбрал совсем не из бравады - говорит, что пока работал спасателем, поднял со дна массу затонувших лодок. Резиновые же терпели крушения крайне редко, и даже перевернувшись, такое «судно» оставляло пловцам шанс на спасение.
Также в команде - ещё один иркутский путешественник Михаил СТЕПАНЦОВ и спасатель Сергей БИРЮКОВ. По расчётам, сибиряки планируют добраться до антарктических берегов за сорок с лишним дней.
Читайте также: | |
---|---|
Иркутские «Робинзоны» похвастались своими находками «Осознанный» туризм, или Можно ли передвигаться по миру без денег |
Сдаём позиции?
В целом же белый континент и сегодня остаётся крайне недоступным для обычного человека. Как правило, там работают только учёные и технический персонал научно-исследовательских станций. Ледоколов, вопреки распространённому мнению, у берегов Антарктики нет. Территория считается безъядерной зоной, а так как большинство ледоколов атомные, вход для них закрыт. Туристам, даже очень обеспеченным, попасть туда можно только три месяца в году и только при наличии хорошей погоды (минимальная стоимость десятидневного тура из Южной Америки - 300-400 тысяч рублей). По антарктической конвенции ночевать им разрешается исключительно на корабле. Эта же конвенция разрешает на материке только научную деятельность. Кстати, наш герой в 2012 году попал туда как исследователь от Российской академии наук. Вместе со специалистами Национального антарктического научного центра Украины учёные собирали пробы, чтобы определить возраст некоторых горных пород. Команда работала на украинской антарктической станции «Академик Вернадский», расположенной в западной Антарктике.
- В этом месте на Антарктиде буквально бурлит жизнь. По широте это примерно сравнимо с нашей Якутией, и лето в тех краях теплее сибирской зимы. Там можно на расстоянии вытянутой руки увидеть кита, пингвины подходят к человеку посмотреть, что за новый сородич оказался рядом. Птицы, морские котики, тюлени - никто почти не боится человека. И, к сожалению, сегодня в западной Антарктике нет российских станций, - заключает исследователь. Он рассказывает, что сейчас на всём континенте осталось лишь пять наших станций, хотя в советское время их число доходило до четырнадцати.
«АиФ-ВС»: - Получается, мы сдаём позиции, а другие страны активно их осваивают?
- Особенно те, кто находится поблизости. Некоторые даже обозначают на картах свои территории - например, та же Аргентина.
«АиФ-ВС»: - А это не напоминает раздачу участков на Луне?
- Вовсе нет. Если Луна сейчас для нас недоступна, то Антарктида - вполне досягаемый континент, где есть конкретные базы. И те же аргентинцы занимаются там изучением недр, Новая Зеландия расширяет число своих станций…
«АиФ-ВС»: - Как вам кажется, сохрани наша страна своё влияние на белом континенте, изменилось бы наше положение на мировой арене или уровень жизни?
- Вряд ли это напрямую сказалось на нашем благосостоянии. Но не стоит забывать, что Антарктида - континент, который открыли русские. В 1820 году это сделала экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева. Огромное количество антарктических островов также впервые открыли русские - экспедиции Крузенштерна. Сегодня большинство названий, данных нашими мореплавателями, постепенно вытесняется из географических и политических карт мира.