Примерное время чтения: 5 минут
198

Частное воспитание. «Дыры» в законе тормозят негосударственное образование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. «АиФ в Восточной Сибири» 18/06/2015
Екатерина Саенко / АиФ

Если в начале 1990-х годов только зарождающееся коммерческое образование в России позволило удержать убегающих в бизнес педагогов в школах и вузах, то сегодня задача у «частников» немного иная - помочь «пристроить» детей, которые не смогли попасть в обычные государственные учреждения. В большей степени это, конечно, относится к детским садам.

«Потом доделаем»

С законодателями на федеральном уровне активно «бьётся» Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов РФ. Её директор академик Александр Моисеев приехал в Иркутск, чтобы поделиться опытом с местными владельцами и работниками частных детсадов, школ и вузов.

- Частное образование - не само по себе, - отметил он. - В Государственной думе были разговоры: «Давайте сделаем отдельный закон для частных образовательных организаций». Но мы против этого, потому что такое образование нельзя выделять из общей системы: оно играет свою важную роль, и ему должны оказывать такую же поддержку, что и государственным учреждениям.

Видимо, решив, что отдельный закон «частному сектору» не нужен, депутаты и вовсе предпочли обойти такие образовательные учреждения стороной.

Частное образование нельзя выделять из общей системы.  Фото: Shutterstock.com

«Мы работаем с органами законодательной власти и воочию видим, какими сырыми оттуда выходят правовые акты. Создаётся впечатление, что у нас до сих пор работают по принципу: «Потом доделаем, внесём поправки». В итоге в наши законы порой вносят по нескольку сотен изменений, - объяснил Александр Моисеев».

Языком цифр:
К началу 2000-х в РФ работали примерно 700 частных школ, 650 вузов, 150 учреждений среднего специального образования и 150 негосударственных детских садов. Однако к сегодняшнему дню, несмотря на «установку» развивать «частный сектор» образования, число школ сократилось на 50%. Единственный показатель, который ползёт вверх, - по детским садам. Между тем, несмотря на то, что их количество должно было увеличиться в разы, оно выросло по стране всего на 10%.

По его словам, этого недостатка не лишён и закон об образовании, принятый в 2012 году. Так он, к примеру, определяет, что любая образовательная организация должна обеспечивать первичную медико-санитарную помощь, а значит, предоставлять помещение со специальными условиями для работы врачей.

«Вроде бы всё правильно и нормально, - комментирует академик. - Но при этом законодатели не учли, что под норму подходят и организации дополнительного образования, из которых иногда арендуют помещения 1-2 раза в неделю на несколько часов. О каких медкабинетах в них может идти речь? Мы предложили поправки, которые сейчас проходят согласование. Но за два с половиной года, что закон действует, несколько десятков таких организаций потеряли лицензии».

Скидка на воспитание

С лицензированием вообще всё, мягко говоря, непросто. К примеру, из 250 частных детских садов, которые работают в Иркутской области, лицензии смогли получить только 27. Притом половина из них - сады ведомственные, которые могут посещать только дети железнодорожников.

Все остальные выходить в «официальное образовательное поле» либо не хотят, либо не могут, потому что этот процесс очень затратный как по силам, так по времени и по деньгам. Однако, по словам председателя комитета по социально-культурному законодательству парламента Приангарья Ирины Синцовой, лицензирование - это единственный прямой путь к развитию для негосударственной организации образования. К примеру, субсидии из государственных источников могут получать только те учреждения, у которых есть заветный документ.

«Мы считаем, что организации, которые имеют лицензию и получают поддержку из бюджета, должны снизить плату за свои услуги хотя бы на 10%, - подчеркнула Ирина Синцова. - Главным результатом сотрудничества социально направленного бизнеса и государства, к которому мы идём, должно стать равенство между частными и государственными дошкольными учреждениями. Важно, чтобы услуги были доступными, а плата в конечно итоге - приемлемой».

Однако пока о приемлемости цен говорить рано. В большинстве негосударственных детских садов в Иркутске стоимость услуг начинается от десяти тысяч рублей. При этом очередь из малышей, ожидающих своего места в садике, в областном центре самая длинная из всех муниципалитетов Приангарья.

Комментарий:

Ольга Матвиевич, представитель одного из частных детских садов Приангарья:

«Никаких различий в законодательстве, в том числе в новом законе об образовании, который вышел в конце 2012 года, между государственными, муниципальными и частными детскими садами нет. Мы работаем так же, как и те учреждения, которые финансируются из бюджета: выполняем одни и те же законы, учим ребятишек читать, писать, узнавать окружающий мир, готовим их к школе.

Думаю, что никаких различий быть и не должно. Только представьте, что будет, если каждый детский сад начнёт учить дошколят совершенно разным вещам и абсолютно по-разному? Что будет, когда они, привыкшие к разным системам образования, все вместе придут в школу, где учат всех примерно одинаково? Всё-таки базовый набор знаний перед школой у детей должен быть примерно равным«».

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах