На прошлой неделе в региональных новостях появилась информация о том, что шесть школ в Иркутской области не прошли плановые проверки. В результате у них приостановили действие аккредитации. Эти учебные заведения находятся в Черемховском, Жигаловском, Тулунском, Аларском и Куйтунском районах области.
Новость оказалась весьма резонансной, потому что у таких учебных заведений приостанавливают право выдавать своим учащимся документ о среднем образовании. Однако в региональной Службе по контролю и надзору в сфере образования удивлены, что результаты «обыденных» проверок так взбудоражили общественность.
Кто виноват?
По российскому законодательству аккредитация средней школы – это обязательная и регулярная процедура, основная цель которой – подтверждение того, что качество образовательного процесса в учебном заведении полностью соответствует требованиям государственного стандарта.
В соответствии с этим в феврале 2019 года специальная комиссия проверила 35 школ Иркутской области, из них 29 прошли испытание успешно и подтвердили аккредитацию.
«Нарушения мы нашли всего в шести школах, и это не та доля, о которой можно вот так шуметь», – считает руководитель надзорного органа Наталья Краснова.
Тем более что на обучающихся решение о приостановке аккредитации никак не отразится, подчеркнула она. Права детей не нарушаются, учёбу никто не отменяет. Если школа не сможет выдать детям аттестаты, то муниципальный орган управления образования прикрепит ребят к другой образовательной организации, которая должна будет это сделать. Кроме этого у школ, получивших замечания, есть три месяца на их устранение, а, по словам специалистов, этого времени вполне достаточно и обычно все исправляются.
«Вины детей в том, что их плохо обучают, нет, – говорит Наталья Краснова. – Работу над ошибками должны провести в первую очередь учителя. Именно к качеству их работы у Службы возникли большие претензии».
Ошибки и работа над ними
Основным нарушением, выявленным в шести школах, эксперты назвали неправильно написанную основную образовательную программу. Много вопросов вызвали также итоги контрольной работы, которую проводили в учреждениях в ходе проверки. Обучающиеся 5-9 классов показали низкое качество знаний: дети просто не справились с заданиями, более 50% из них получили двойки. Проверяющие называют такую ситуацию ненормальной, ведь при хорошем обучении такого результата просто не может быть. Тем более в этих школах ведутся все предметы, по которым ученики завалили контрольные, и дефицита кадров, как оказалось, тоже нет.
Также проверка показала, что директора школ не контролируют работу педагогов, не присутствуют на уроках, редко ведут учёт того, как выставляются отметки в журнал и не проверяют учебные планы и программы.
«Школы, устранившие нарушения в марте, апреле, мае, могут повторно заявиться на аккредитацию до 30 августа», – пояснила Наталья Краснова. А на вопрос, как исправиться «двоечникам», в ведомстве отвечают: «Работать». Учителям – изучать методики, которых немало, а руководству – сделать анализ, почему получили такой результат. Причин может быть много, и среди них даже такие банальные, как карантины и вынужденные каникулы, например, из-за морозов. В этот период учитель мог не сработать как надо и просто упустить какие-то темы, а подобные пробелы в знаниях гарантируют провал на контрольной. Кроме этого, грамотные педагоги после таких непредвиденных каникул всегда корректируют рабочие программы, чтобы познакомить детей с пропущенными темами. В ближайшие месяцы этим будут заниматься педагоги-предметники, дети которых не справились с аккредитационными заданиями. При этом основной учебный процесс должен идти в обычном режиме.