Представителям одной из самых важных для общества профессий - педагогам, до сих пор начисляют оклад в размере менее МРОТ. Этот позорный для государства промах решено исправить. И сейчас в правительстве страны разрабатывают новые требования к оплате труда учителей, предусматривающие существенное увеличение зарплаты.
Смех вместо оклада
Как рассказала председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева, с 1992 года существовала единая тарифная сетка для учителей всей страны. В основе определения размера ставки лежали уровень образования, стаж, наличие квалификационной категории.
Разрабатываемый в правительстве новый порядок начисления зарплаты учителям должен исправить это недоразумение. По убеждению Профсоюза, для обеспечения необходимой, чувствительной для педагогических работников дифференциации в размерах ставок (окладов) размер ставки учителя должен быть не менее 70% от среднего дохода в области. В этом случае при прогнозируемом среднем доходе в Приангарье в 2021 году на уровне 43 тысяч 561 рубля оклад по IV квалификационному уровню составит 17 тысяч 400 рублей. В итоге на руки молодой специалист будет получать минимум 35 тысяч рублей.
- У нас в Бодайбинском районе оклад сейчас составляет 7 тысяч 983 рубля. Даже при двух ставках зарплата получается смешная, - рассказывает преподаватель Зенфира Шилова. - Если оклад повысят на 10 тысяч, и зарплата действительно выйдет на заявленный уровень, я, конечно, уменьшу свою нагрузку. Сейчас у нас на одного педагога приходится 1,8 ставки, я веду химию, биологию, географию, а с удовольствием осталась бы на одной ставке.
Средняя нагрузка учителей школ по Иркутской области сегодня составляет 1,53, что равно 27,5 часов при норме в 18. В сельских школах 25,4 часа. По северным территориям приближается к 36 часам, в отдельных образовательных организациях есть нагрузка в две и более ставки, порой доходящая до 40 часов в неделю.
- Нам себя жалко, огромное число проверок, экзамены. Лично у меня 34 часа нагрузки, сплю по пять-шесть часов, мы все выгораем, - говорит учитель русского языка и литературы из Саянска Елена Чумакова. - Я бы с удовольствием отказалась от такой нагрузки. И на более высокую зарплату молодёжь начнёт приходить в школу.
- Шаг ожидаемый, но он должен подкрепляться переосмыслением отношения государства к образованным людям: нужны ли они государству? Если поднимут зарплату, то будет ясно, что нужны, если же нет - то и вывод очевиден, - говорит преподаватель иркутского регионального колледжа педагогического образования Светлана Корнилова.
Денег больше, работы - тоже
Однако пока непонятно, откуда будут браться эти высокие оклады. Ведь об увеличении фонда оплаты труда пока ничего неизвестно.
- Если не отказываться от компенсационных выплат за дополнительную работу, нужно будет существенно увеличивать фонд оплаты. Вселяет надежду лишь одно: если такой принцип определения размеров ставок будет утверждён правительством РФ и закреплён соответствующим постановлением, то можно будет надеяться на финансовую поддержку из федерального центра, - рассуждает Валентина Федосеева.
Кроме того, есть ещё один нюанс, на который обращает внимание профсоюз.
- Мы ожидали более жёсткой фиксации ставок, чтобы размеры окладов были гарантированы, а в проекте указано, что они будут устанавливаться субъектами федерации в зависимости от среднего дохода по региону. То есть возврата к единой системе, установлению единых ставок, которые правительство могло бы установить централизованно и одномоментно на всю страну, как мы видим, не предполагается. Профсоюз считает, что необходимо идти по пути установления на федеральном уровне единых базовых окладов. Предложение исчислять минимальные ставки (оклады) педагогических работников в каждом регионе в процентном отношении к размеру среднемесячного дохода от трудовой деятельности этого региона, практически консервирует уже сложившуюся неоправданную дифференциацию в оплате труда между регионами. На вопрос, когда же документ будет принят и вступит в силу, пока ответа нет,