aif.ru counter
228

На сцену – из-за парты. Как в Иркутске готовят будущих артистов балета?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. «АиФ в Восточной Сибири» 13/06/2019
На первый поток студентов попали 10 девчонок и двое мальчишек.
На первый поток студентов попали 10 девчонок и двое мальчишек. © / pixabay.com

«Ноги вытянуть! А теперь животом ложись на них… как бутербродик». Команды педагогов, которые отбирают из двух десятков четвероклашек будущих прим и солистов балета, звучат, с одной стороны, чётко и резко, с другой – образно и мягко, чтобы дети не так сильно волновались.

Когда в зал Иркутского театрального училища, где с раннего утра идут просмотры, заходит Даша, тоненькая, почти прозрачная девочка, становится понятно, что за ангельской внешностью кроется стальной характер. Выражение на лице у неё такое, будто сейчас она будет сдавать один из самых сложных в жизни экзаменов. Дарья садится на шпагат, делает складку и гнётся так легко, что, кажется, у неё и вовсе нет костей. Судьи перешёптываются: «Девочка готова! Хоть сейчас на сцену!»

«Это её мечта»

За дверью за юную балерину переживает мама Татьяна. На мой вопрос, почему семья решила отдать дочку именно в это искусство, отвечает:

«Это не мы с мужем решили. Она сама всё решила, уже давно. Помню, совсем маленькая была, стоит играет возле дивана – и раз! – ногу в шпагат. Прихожу как-то раз за ней в садик, а воспитатель мне говорит: «Подойдите, посмотрите». Гляжу: Даша сидит на шпагате, а перед ней кубики. Стала чуть постарше – начала смотреть классические танцы по телевизору, мы видели, что они ей очень нравятся. В садике им как-то рассказали про балет. Она домой пришла и спрашивает: «Мама, а у нас в городе есть балетное училище?» – «Не знаю, наверное, в Новосибирске есть или в Улан-Удэ», на что получаю реплику: «Давай тогда переедем в Улан-Удэ», – рассказывает женщина.

Семья с четырёх лет отдала девочку в школу искусств и в прошлом году педагог, видя её стремление танцевать классику, порекомендовала родителям подать документы на новую специальность «Искусство балета». Тогда театральное училище, в котором только-только запустили это направление, набирало первый поток.

«Муж твердил мне: «Веди дочь, веди, раз она так стремится танцевать», но тогда выяснилось, что мы ещё маленькие для училища, берут туда только после четвёртого класса, так что мы вернулись в этом году. К просмотру специально не готовились. Наоборот, говорили: «Даша, если не поступишь, не расстраивайся!» Я видела, что она переживает сильно. Балет – это её мечта», – резюмирует Татьяна.

Как рассказала корреспонденту «АиФ в ВС» методист училища Ирина Седых, бюджетных мест всего 12, в этом году на них претендовали двадцать детей, отбор они проходили в три этапа: первый – просмотр профессиональных данных, когда специалисты оценивают общую форму ребёнка, его пропорции, выразительность, выворотность стоп, гибкость, высоту прыжка. Второй этап – медицинская комиссия и третий – творческий, к нему юные артисты, которые прошли первые две «ступеньки», должны приготовить номер, чтобы показать свою музыкальность, ритмичность, артистичность.

Новые грани танца

По словам Ирины Седых, первый балетный курс, набранный в прошлом году (в нём 10 девчонок и два мальчика), уже сдал экзамен по классическому танцу, провёл отчётный концерт. Всего же обучение юных артистов рассчитано на 7 лет и 10 месяцев, после чего они получат диплом и сразу могут начать работать в театре или классе хореографии – им присваивают не только квалификацию артиста балета, но и специальность преподавателя.

Интересно, что детей, поступивших в училище, и в общеобразовательной школе объединяют в один класс. Они все должны перевестись в школу № 14: с утра у пятиклашек идут обычные уроки, а после обеда – творческие. И так – каждый день. Помимо классического им преподают историко-бытовой танец, а также гимнастику, ритмику, учат игре на фортепьяно и другим дисциплинам.

Важно, что специальный класс в училище – не единственная возможность у юных иркутян изучать особенности танцевального искусства. Уже больше 15 лет при Музыкальном театре имени Загурского работает детская балетная студия, в которой занимается больше сотни воспитанников от четырёх до 16 лет. Как рассказывает художественный руководитель студии, педагог-репетитор балета театра Марина Демьяненко, к большой сцене юные артисты привыкают с самого детства, нагрузка у них взрослая. К примеру, сейчас зрители могут увидеть их в классическом одноактном балете «Дон Кихот». Его вместе с «Шахерезадой» поставили в 2018 году. Это событие можно назвать историческим. Больше десяти лет до этого в Иркутске классический балет не ставили вообще.

Хотя, как вспоминает, Марина Демьяненко, раньше музтеатр давал и «Жизель», и «Золушку», и «Ромео и Джульетту», «Собор Парижской богоматери». В Иркутске было много балетных постановок, но потом почему-то случился длительный перерыв. «Дон Кихот» и «Шахерезада» стали первыми ласточками, а в следующем театральном сезоне иркутяне увидят ещё и «Щелкунчика», его поставят осенью. В спектакле, кстати, опять собираются задействовать юных танцоров.

«Хорошо, что сейчас классическое искусство у нас снова возрождается, тем более иркутский зритель балет очень любит. Да и для самого артиста, убеждена, такая тренировка очень важна. Хотя наша труппа небольшая, возможно, поэтому так много детей задействовали в «Дон Кихоте». Училище и открыли, чтобы кадры театра пополнять», – говорит педагог-репетитор, уточняя, что и выпускники студии возвращаются в музыкальный театр взрослыми артистами.

По мнению Марины Демьяненко, на возрождении одной классики останавливаться не стоит. Нужно ставить и современныё балет, он позволяет гармонично развиваться актёрам, а зрителю открывают новые грани танца.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах