10 ноября весь мир отмечал День науки. Любая наука берёт начало в университете. К сожалению, современная высшая школа Приангарья переживает сейчас не лучшие времена. Вузы региона то и дело лихорадит: их то объединяют, то закрывают, то создают опорный вуз, то не создают, то строят новый университетский кампус, то уже нет...
Сорванные выборы
Те, кто не следит за реформами высшего образования, уже давно запутались, по какому пути развития всё-таки решено идти иркутским университетам. Внимание общественности, скорее, приковано к скандалам, время от времени вспыхивающим вокруг вузов. В ИГУ, например, сорвали выборы ректора. Эта история достойна сериала, который длится уже два года. Всё началось с того, что в декабре 2017 года после окончания пятилетнего срока действующий ректор Александр Аргучинцев не был переизбран на «вторую пятилетку». Тогда ни он, ни его оппонент – проректор по научной работе Александр Шмидт не набрали нужного количества голосов. Временно исполнять обязанности ректора назначили академика Игоря Бычкова. В апреле 2019 года, когда объявили очередной конкурс на руководящий пост, выдвинулось около двух десятков претендентов. Учёный совет ИГУ подтвердил полномочия только двух кандидатов – Игоря Бычкова и Олега Архипкина. Однако комиссия Минобрнауки РФ никого из них не согласовала. В результате ведущий вуз Восточной Сибири до сих пор без ректора. Его обязанности временно исполняет профессор Александр Шмидт. Теперь выборы состоятся только в 2020 году.
В 2017 году со скандалом проходили и выборы в Братском госуниверситете. Там в день голосования решил выйти из гонки один из двух кандидатов. В итоге назначить постоянного главу вуза удалось только минувшим летом.
Оскандалился и Байкальский государственный университет. Дошло до того, что преподаватели вуза, опасаясь массового увольнения, устраивали пикеты на улицах Иркутска с призывом спасти университет. Действующий на тот момент ректор Александр Суходолов после такой шумихи ушёл в отставку, поменявшись креслом с проректором по науке Татьяной Музычук. Теперь она временно возглавляет университет, пока не будут назначены официальные выборы.
Учиться дома стыдно
Конечно, всё это не лучшим образом сказывается на имидже наших вузов. Их престиж падает. И это не просто слова.
«Я знаю директоров школ, которые говорят, что если выпускник поступил в иркутский вуз, то над ним смеются, на него показывают пальцем. Дети иркутской элиты также не учатся в Иркутске. Тренд последних лет – все любят порассуждать, что неплохо бы улучшить уровень образования в регионе, но своего ребёнка отправляют в Москву, Питер или за рубеж. По моему мнению, ситуация тяжёлая, даже катастрофическая», – считает доктор физико-математических наук, профессор, директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.
Михаил Винокуров, бывший ректор БГУЭП (ныне БГУ), возглавляющий вуз на протяжении 27 лет, причиной этому видит непрофессиональное управление в сфере образования, причём не только регионального, но и федерального.
«Руководство высшей школой занято сегодня всем чем угодно, но только не содержанием образовательных программ. Оно объединяет вузы, создаёт опорные университеты и считает, что это реформа. Но меняется лишь внешняя форма, количество учебных заведений – наполняемость же учебного плана, преподавательский состав, материальная база остаются прежними. В 90-е годы, когда я реформировал БГУЭП, первое, что сделал, – направил на переобучение за рубеж 50 преподавателей. И каждый должен был привезти новый курс, который бы включал современные дисциплины, соответствующие текущей рыночной экономике, настоящему моменту», – рассказывает Михаил Алексеевич.
По его мнению, самый серьёзный провал сейчас в иркутском высшем образовании именно по экономическим направлениям. Благополучная ситуация разве что в техническом профиле, особенно по таким направлениям, как нефте-и и газодобыча. Потому что туда вкладываются средства государства и бизнеса.
«Ещё одна огорчающая тенденция современности – невостребованность вузов как генераторов интересных идей, проектов, интеллектуальных событий в городе, регионе и стране в целом. Наши вузы закрытые, каждый варится в собственном соку. А органы власти отошли от научно-обоснованных прогнозов развития той или иной территории, отрасли. Чиновники живут оторвано от науки, сами по себе. Ни власть, ни бизнес особо не хотят вкладываться в вузы. Понятно: элита учит своих детей за рубежом».
Кризис в менеджменте
От учёных, преподавателей и общественников, опрошенных нами, также не раз прозвучала мысль о том, что сегодня среди топ-менеджеров высшей школы Иркутска нет настоящих лидеров, на авторитет и мнение которых равнялись бы, к которым прислушивались бы на уровне региона и Федерации. Грубо говоря, у региональной высшей школы нет лица.
«Мы действительно наблюдаем кризис в менеджменте высшей школы. Кто такой ректор вуза в 90-е или нулевые годы? Это доктор наук, уважаемый человек, стаж которого исчисляется десятками лет. Скорее всего, он сам когда-то окончил этот вуз и прошёл путь от младшего научного сотрудника до руководителя. Сейчас чаще всего ректорами становятся приглашённые менеджеры. С одной стороны, это хорошо, они молодые и более приспособленные к современным условиям. Но с другой – они выстраивают уже совсем другие отношения с федеральным Министерством образования и науки. Статус у руководителей вузов сейчас уже не тот, как был 10 лет назад. Порой ректоры из регионов, чтобы просто сдать документы на аккредитацию, стоят часами в очереди даже не к министру, а к обычному клерку одного из отделов Министерства образования РФ, – говорит Алексей Петров, политолог, многие годы преподававший на историческом факультете ИГУ. – Сейчас же все ждут смелых губернаторов, которые откроют «нужную дверь», или сильных ректоров, которые тоже имеют заветный входной билет».
Например, без активного лоббирования со стороны региональной власти шансы на создание в Иркутской области научно-образовательного центра, равны нулю. То же самое касается строительства нового кампуса, который хотели разместить на участке в 100 га в районе аэропорта.
«Если условно «продать» все нынешние здания ИГУ, то для нового кампуса не хватает порядка 10 млрд руб. Это не так много, учитывая, что годовой бюджет вуза составляет около 2 млрд, – рассказывает бывший ректор ИГУ Александр Аргучинцев. – Ясно, что на федеральном уровне проект может быть поддержан, только если университет будет реально претендовать на вхождение в число ведущих российских вузов с продуманной долгосрочной программой, отвечающей интересам региона и страны в целом».
Плюсы и минусы нашей «вышки»
Кандидат биологических наук Виктор Кузеванов:
«Я не считаю, что в Иркутской области необратимый провал в системе высшего образования.
Когда абитуриенты и выпускники вузов уезжают в другие регионы, это необязательно означает, что у нас всё плохо. Наоборот, это говорит о том, что наши школы и вузы готовят высококвалифицированных конкурентоспособных выпускников, которые могут найти себе применение в любой точке страны.
Я не согласен и с мнением, что сегодня нет настоящих лидеров в высшей школе региона. Авторитетных, талантливых и высокопрофессиональных людей в наших вузах и научных институтах даже некоторый избыток. Просто иерархический и квалификационный разрыв между руководством вуза и рядовыми сотрудниками сократился по сравнению с советским периодом. Если раньше иерархическая пирамида была высокой: на вершине мощный научный лидер вуза, а в основании – ограниченное число подчинённых, то сейчас вузам требуются сильные ректоры-лидеры с особыми способностями организаторов, так как пропорции пирамиды изменились: основание стало массивнее, оно включает сотни и тысячи высококвалифицированных учёных и преподавателей-профессионалов. И грамотный ректор знает, как использовать этот человеческий потенциал на пользу университета. Он мотивирует и вовлекает своих коллег в обсуждение и решение текущих задач и в видение будущего. Лидеры-управленцы работают на всю команду вуза и на регион.
Если говорить о слабых сторонах иркутского высшего образования, то я назвал бы три основных пробела. Это нехватка возможностей для индивидуального обучения студентов, когда в него включаются работодатели. Во-вторых, слабое развитие и использование онлайн-
обучения. И наконец – отсутствие по-настоящему междисциплинарного подхода в обучении. В зарубежных вузах нового поколения – так называемых моделях «Университета 4.0» (а мы сейчас до сих пор зависли на уровне 2.0) студент сам выбирает, какие дисциплины ему нужны, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда. Часть из них – базовые, обязательные, а остальные – на выбор в разных сферах. Сегодня не всегда важно, диплом какого узкого образования у вас есть, главное, какими компетенциями вы владеете».
Языком цифр
В Иркутской области работает 25 вузов: 12 головных (9 государственных и три частных) и 13 филиалов. Пять вузов региона имеют ведомственную принадлежность, один – статус национального исследовательского университета. На площадке двух вузов функционирует военная кафедра.
Ежегодно для абитуриентов в регионе доступно свыше 8,5 тыс. бюджетных мест и более 8 тыс. коммерческих мест. Всего в вузах Приангарья обучается более 70 тыс. человек. Среди наиболее востребованных направлений подготовки уже несколько лет лидируют: «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки».