Тот, кто не был в Иркутске лет пять, приехав в столицу Восточной Сибири, скорее всего, её не узнает. Город очень преобразился: появляются новые общественные пространства, становятся комфортнее дворы, а дороги – безопаснее.
С каждым годом на дорожные работы в областном центре выделают всё больше денег, ресурсов и сил, подключаются и местные жители. Они в том числе следят за качеством ремонта городских «артерий». Конечно, серьёзным подспорьем стал национальный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД), который реализуют в Иркутске второй год. И надо сказать, довольно успешно.
Ключ к преображению
К ремонту всех городских трасс в областном центре подходят комплексно. Как отмечает мэр Иркутска Дмитрий Бердников, в этом и заключается смысл проекта «Безопасные и качественные дороги»: не просто постелить новый асфальт, а сделать магистрали безопаснее и преобразить пространство рядом с ними – «от фасада до фасада». Вместе с дорогой рабочие сразу обустраивают тротуары, чтобы комфортно передвигаться по городу могли не только автомобилисты, но и пешеходы; ставят ограждения, светофоры, дорожные знаки. Параллельно собственники зданий преображают фасады; убирают незаконную рекламу, которая портит вид; городские службы и жители высаживают новые деревья. Ключ к преображению всего города – именно в комплексном подходе к ремонту и благоустройству, считает мэр.
Как рассказал заместитель председателя комитета городского обустройства администрации Иркутска Андрей Пономарёв, если в прошлом году в столице Приангарья отремонтировали 27 участков дорог (порядка 28 км), то в нынешнем сезоне их количество увеличилось до 33 (32 км): 15 улиц отремонтируют на левом берегу Ангары и 18 – на правом. Несмотря на то что модернизировать магистрали и трассы в Иркутске погода позволяет до середины октября, основные работы специалисты собираются закончить уже к концу первого месяца осени. Так, в порядок уже привели дороги на Партизанской, Чехова, Улан-Баторской, Маршала Конева, Аргунова, Петрова, Трактовой (Боково), Рабочего Штаба, 6-й Советской. И это далеко не весь список. Ремонт уже завершили на 25 улицах, осталось ещё восемь, в том числе объездная дорога микрорайонов Первомайский – Университетский.
Дорожные работы здесь идут в две смены: специалисты расширяют проезжую часть, что позволит водителям быстрее проходить данный участок пути как со стороны центра Иркутска, так и со стороны Свердловского округа. Как говорят сами иркутяне, сейчас это один из самых загруженных транспортных узлов в городе, необходимость его модернизировать назрела давно. Кстати, когда ремонт закончится, здесь благоустроят прилегающую к дороге территорию и высадят деревья.
Пожалуй, самые масштабные работы в этом году развернулись на Маратовской развязке, специалисты закончили второй, финальный, этап реконструкции. В итоге неудобное кольцо, где автомобилисты вечно стояли в пробках, превратилось в комфортную развязку с продуманной схемой движения, теперь транспорт ездит здесь по двум новым полосам. Во время второго этапа рабочие не просто заасфальтировали дорогу, там обустроили тротуары и пешеходные переходы, нанесли разметку, смонтировали освещение и новые контактные сети для троллейбусов. В следующем году специалисты благоустроят пространство внутри петли и возьмутся за разработку проекта надземного пешеходного перехода.
«Подушка безопасности» для асфальта
Год от года улучшается не только городская среда, но и качество самого дорожного покрытия. По словам Андрея Пономарёва, в этом году иркутские дороги покрывают асфальтом типа А, особенно прочным за счёт состава.
«Обывателям, возможно, кажется, что весь асфальт одинаковый: чёрный да чёрный, но это не так. У асфальтобетонной смеси типа А особая структура: в ней повышенное содержание щебня, а сам щебень – из скальных пород, он особо прочный. Не секрет, что наши дороги сейчас очень загружены, и если щебень будет выдерживать эту нагрузку, то и покрытие прослужит долго, потому что у него мощный каркас», – объяснил зампредседателя комитета.
И это не единственный способ улучшить качество дорог. В 2018 году администрация решила продолжить прошлогоднюю практику и укладывать на перекрёстках, по которым проходят трамвайные пути, резиножелезобетонные плиты. В 2017 году такие положили на пересечении улиц Депутатская и Трилиссера, в нынешнем – сразу на четырёх перекрёстках на улицах Ушаковской, Декабрьских Событий, Звездинской, Партизанской.
Как говорит специалист, плиты не только смягчают проезд по рельсам и автомобилисты берегут подвеску машины, резина ещё и защищает асфальт, выступая как своеобразная «подушка безопасности».
«На деревянных шпалах, на которых у нас сейчас лежат трамвайные пути, асфальтобетон не очень хорошо держится, ведь рельсы имеют свойство «ходить» вверх-вниз. Чтобы защитить покрытие, можно полностью поменять всю «подушку» под трамвайными путями. Но это работы капитального характера. Необходимо сделать проект, провести экспертизу – сроки в таком случае растягиваются. Более быстрый способ – применение таких защитных плит», – поясняет эксперт.
По его словам, плиты изготавливает иркутский производитель, а это всегда плюс: мало того что город поддерживает местный бизнес, так ещё и быстро можно решить проблему при возникновении гарантийного случая. Правда, таких ещё не было, служат плиты отлично.
Три ступени контроля
А вот с самим асфальтом гарантийного ремонта избежать пока не получается. В прошлом году один из подрядчиков, который работал на объездной дороге Ново-Ленино, положил покрытие, но его ровность не соответствовала нормативам. Бизнесмену пришлось переделывать за свой счёт, притом довольно большой объём – около 7 тыс. квадратных метров.
Брак выявляли и в этом году. На улице Аргунова подрядная организация не успела положить асфальт за ночь, доделывала работу уже утром, когда на дорогах появился транспорт, поэтому не смогла как следует уплотнить покрытие. Когда это выявили проверяющие, подрядчику пришлось за свой счёт срезать и покрывать заново около 2 тыс. «квадратов» дороги.
По словам Андрея Пономарёва, выявить все недочёты ремонта помогает трёхступенчатая система контроля: сначала качество покрытия проверяют в лаборатории генерального подрядчика, затем исследует независимая организация, которую специально выбирают через аукцион, потом – Росавтодор.
Не обходится и без общественного контроля, который с прошлого года в Иркутске усилили. Жители города сами выразили желание следить за качеством дорожного ремонта. Конечно, администрация это стремление иркутян поддержала.
Кстати, со следующего года в Иркутске появится муниципальное учреждение, которое будет контролировать качество ремонта дорог. Сейчас комитет городского обустройства готовит устав и штатное расписание этой службы, сотрудники которой займутся в том числе лабораторным контролем качества асфальта, вместо наёмных организаций, а также будет участвовать в проектировании реконструкции городских «артерий».
Языком цифр
Проект «Безопасные и качественные дороги» поставил муниципалитетам цель – к 2024 году привести в нормативное состояние 80% дорог. Сейчас в Иркутске нормам соответствуют больше половины трасс – 67%.
Кстати
Администрация города уже строит планы на дорожный сезон следующего года. Планируется привести в порядок 18 участков (это около 14 км), однако это не означает, что объёмы снизились, просто работы 2018 года будут по большей части капитальными. А это требует больше ресурсов и времени.
Так, начнётся масштабная реконструкция улицы Джамбула, которую «разобьют» на несколько этапов. Стоимость всего проекта, скорее всего, превысит миллиард рублей. Ещё один крупный проект – модернизация улицы Култукской, там запланирован огромный объём работ, в том числе строительство ливневой канализации, так как улицу постоянно топит. Кроме того, в 2019-м начнётся большая реконструкция Верхней Набережной от ТРК «Комсомолл» до бульвара Постышева, там сделают берегоукрепление и расширят проезжую часть.