Иркутской области в этом сотрудничестве отводится особое место. Так, в нашем регионе, по словам директора департамента стран Европы и Азии Министерства коммерции КНР господина Лин Цзи, сосредоточен китайский бизнес в Сибири, работает несколько крупных совместных предприятий, есть генеральное консульство КНР. Кроме того, иркутский бизнес очень активно представлен в Китае.
А интерес-то - сырьевой
Правда, в основном интерес к Приангарью у китайских партнёров связан с освоением и поставками в Поднебесную наших природных ресурсов: нефти, газа, электроэнергии, продукции лесопереработки. И в ближайшие десять лет это направление в экономическом сотрудничестве меняться не будет. Причём не только с нашим регионом, но и в целом со всей Сибирью и Дальним Востоком.
Как известно, в прошлом году
1 сентября в России началось строительство крупнейшего в мире газопровода в Китай. В июне этого года строительство газопровода запустили у себя и китайцы. Полностью он будет готов в 2018 году, и на протяжении последующих 30 лет мы будем поставлять нашим соседям 38 млрд куб газа ежегодно. Кроме этого, китайские партнёры готовы ускорить реализацию проекта по строительству газопровода западного маршрута через Алтай. По нему ежегодный объём поставок газа может составить около 30 млрд куб. м газа.
Также из Сибири Китай импортирует уголь - ежегодный общий объём составляет более 20 млн тонн, а последние годы он даже превышает 25 млн тонн.
Наращивать инвестиции в российскую экономику КНР намерена в области электро-энергетики. Уже построены высоковольтные линии электропередачи через Амур, по которым Поднебесная импортирует около 3 млрд киловатт часов электро-энергии. Есть интерес и к строительству альтернативных источников энергии - электростанций, которые работают на энергии ветра и солнечных батарей.
«Наши страны - растущие мировые экономики, и сотрудничество в энергетической сфере не должно ограничиваться только лишь упомянутыми направлениями. Мы открыты для хороших идей как со стороны российских партнёров, так и наших предпринимателей», - подытожил Гуй Цуню.
Имидж надо менять
Он также назвал наши страны крупными производителями и в то же время потребителями сельскохозяйственной продукции, которую производим и мы, и они. Поэтому аграрное сотрудничество с сибирскими и дальневосточными регионами - тоже в стратегическом списке. При этом и в Министерстве иностранных дел, и в Министерстве коммерции отмечают, что пока китайский сельхозбизнес на сибирских полях зачастую портил имидж их государства в глазах жителей региона - как простых потребителей, так и органов власти.
«Пока сотрудничество в аграрном секторе осуществляется не на государственной основе, а по линии частного бизнеса и неофициальных структур, - отмечали на встречах с журналистами представители двух ведомств. - И довольно часто среди «частников» встречаются такие, кто выращивает сельхозпродукцию в Сибири и на Дальнем Востоке вразрез с российским законодательством. Это и незаконная трудовая миграция, и нецивилизованные действия по применению химических удобрений и защитных средств. Но мы уверены, что в дальнейшем сможем упорядочить сотрудничество в этой сфере: наши сограждане будут соблюдать законы вашей страны и учитывать желание, потребности местного населения и власти. И именно для того, чтобы решать возникающие проблемы в аграрной сфере, правительства двух стран решили создать межправительственный комитет по сельскохозяйственному сотрудничеству».
Новый великий путь
Ещё один стратегический проект, в который попадает Приангарье, - Новый великий шёлковый путь, задача которого, опираясь на историческую ценность, расширять экономическое сотрудничество со всеми странами, которые находятся вдоль этого пути, в том числе с Россией, Казахстаном и Монголией. Речь, в частности, идёт о строительстве экономического коридора Китай - Монголия - Россия, и в первую очередь - в транспортно-логистической сфере. И здесь Иркутская область представляет очень большой интерес для Китая, поскольку находится на пересечении торговых путей к странам Азиатско-Тихоокеанского региона и имеет очень важное транспортно-логистическое расположение на Евразийском экономическом континенте.
Однако для успешной реализации проекта необходимо создать благоприятные условия для пересечения грузов по территории Сибири и их дальнейшего пути в центральные районы России и Европу, что подразумевает не только упрощение таможенных правил, но и строительство качественных транспортных артерий. Ведь недаром у нашего восточного соседа есть пословица «Хочешь быть богатым - строй дороги». Кстати, именно активное строительство дорог последние 30 лет директор департамента стран Европы и Азии Министерства коммерции КНР господин Лин Цзи назвал одним из секретов «китайского экономического чуда».
В минэкономики Приангарья среди направлений сотрудничества нашего региона с КНР в первых рядах озвучили создание российско-китайских транспортных коридоров и усиление сотрудничества в области воздушных перевозок, а также создание транспортно-логистических комплексов международного уровня на территории области в системе развития российско-китайских грузоперевозок. Так что здесь наши интересы совпадают.
Кстати
По данным Иркутской таможни, в структуре экспорта из Приангарья в Китай основную долю - 80% занимают лесоматериалы и продукция деревообрабатывающего комплекса. Однако на вопрос еженедельника «АиФ-Иркутск»: намерено ли правительство Китая изменить эту структуру, переориентировавшись на другие виды товаров, директор департамента стран Европы и Азии Министерства коммерции КНР господин Лин Цзи ответил, что делать это незачем.
«Сейчас появляются большие возможности в лесопереработке, например - половина леса, который в последнее время мы закупаем в Иркутской области, уже обработанный. И эта цифра растёт, что говорит о поступлении в лесную отрасль серьёзных инвестиций, - прокомментировал он. - Глубокая переработка - хороший сегмент в развитии нашего сотрудничества, который позволит насыщать продукцией лесопереработки не только колоссальный и объёмный китайский рынок, но также и внутренний российский, и рынки третьих стран».