aif.ru counter
200

Не дрова везут. В Иркутском транспорте стало больше вежливых водителей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. «АиФ в Восточной Сибири» 11/04/2018
Разговор по телефону - достаточный повод, чтобы сделать замечание водителю общественного транспорта.
Разговор по телефону - достаточный повод, чтобы сделать замечание водителю общественного транспорта. © / Администрация Иркутска

Проблема агрессивности и безответственности водителей общественного транспорта в Иркутске ещё совсем недавно была, что называется, притчей во языцех. О ней писали в СМИ, её обсуждали в соцсетях. Особенно много негатива звучало в адрес наших бывших соотечественников с Востока. Но со временем тема водительского хамства потеряла былую остроту.

Для эксперимента я выбрала маршруты, о которых иркутяне откликаются, мягко говоря, отрицательно, и для начала прокатилась на большом автобусе № 80, следовавшем через центр города в микрорайон Юбилейный. Подогретая отрицательными комментариями из Интернета и отзывами знакомых, я ожидала увидеть грубого, курящего, и громко разговаривающего по телефону «водилу», который при случае с лёгкостью может вышвырнуть непонравившегося пассажира взашей. К моему удивлению, реальность оказалась несколько иной, хотя, возможно, мне повезло со временем и водители к середине рабочего дня ещё не успели устать и озлобиться, а может, в системе перевозок стали строго следить за своими сотрудниками.

Тем не менее в салоне автобуса, несмотря на мерзкую весеннюю слякоть, было чисто. На входе я обратила внимание на то, что у молодого водителя неславянской внешности есть беспроводная гарнитура. Ещё больше он покорил меня своей вежливостью и обходительностью по отношению к пассажирам: предупреждал, чтобы были осторожнее у дверей, так как они открываются внутрь, терпеливо дожидался всех бегущих к остановке людей. Однако только я собралась выйти, восхищённая идеальным водителем, как он достал смартфон и стал писать сообщение, ведя автобус одной рукой и периодически поглядывая на проезжую часть. Но на замечание следить за дорогой, ответил достойно, извинился и убрал мобильное устройство в карман.

Порадовали и водители маршрутов № 480 «Луговое -Аэропорт», № 28 «пос. Боково - Цирк», 28р «Ц. рынок - Авиазавод», № 21 «Ц. рынок - Мкр-н Первомайский», № 37 «6-й мкр - Ц. рынок», № 16с «Ц. рынок - Проспект Жукова», № 27 «Ц. рынок - Мкр-н Топкинский» и даже знаменитая новоленинская «тридцатка» в обвесах, следующая от центрального рынка до микрорайона Ново-Ленино (Больница № 8).

Кстати, не так давно я была свидетелем телефонной переклички водителей одного «новоленинского» маршрута: они выясняли местонахождение друг друга и своих коллег - конкурентов. Позже один из крупных региональных перевозчиков пояснил мне, что такие переговоры необходимы для соблюдения графика. И всё же, разговор по телефону - достаточный повод, чтобы сделать замечание, ведь это грубое нарушение правил дорожного движения: во время езды водителю запрещено пользоваться телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Экзамены для мигрантов

Сейчас в описании вакансии «водитель» в обязательных требованиях к соискателю работодатели указывают наличие российских водительских прав, так как с 1 июня 2017 года в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» внесены поправки.

По ним без российского водительского удостоверения, запрещается «крутить баранку» пассажирского транспорта. За нарушение - крупный штраф и административная ответственность, при этом водитель можетзаплатить от 5 до 15 тыс. руб, а с недобросовестного работодателя могут взыскать 50 тыс.руб. Для получения российских прав иностранцам не нужно проходить
обучение в автошколе, но экзамены сдать придётся - как теоретическую часть, так и практическую. А вот тестирование по русскому языку - процедура обязательная. Её проходят все мигранты, планирующие длительное время проживать или трудиться в России.

Кстати, в 2012 году в Ангарске, в одной из организаций, предоставляющей услуги по перевозке пассажиров, возникла проблема с кадрами и руководство пригласило на работу 200 водителей из Узбекистана. И все они, утверждает перевозчик, успешно пересдали экзамен на знание правил ПДД.

По две аварии в неделю

Тем не менее нарушений в пассажирских перевозках хватает.

По информации ГИБДД, чаще всего это несоблюдение скоростных режимов движения (при этом резкие ускорения и торможения приводят ещё и к травмированию пассажиров), необеспечение безопасной высадки и посадки пассажиров, отсутствие системы реагирования на возможные инциденты в салонах транспортных средств и др. Как следствие, на дорогах областного центра случается достаточно много происшествий с участием маршрутно-транспортных средств. По статистике, за два первых месяца 2018 года в Иркутске произошло 17 ДТП с общественным транспортом. Из них 9 аварий - по вине водителей автобусов.

«Водилу» можно прижать

«Сделали бы вы водителю, который говорит по телефону во время движения и курит в салоне, замечание?» - поинтересовалась я у пассажиров нескольких маршруток.

- «Бесполезно! В лучшем случае обматерят. Лучше уж промолчать, чтобы не нарваться на грубость», - чаще всего отвечали мне. Однако председатель областного профсоюза автоперевозчиков «ПРОАВТО» Александр Черных говорит, что пассажиры сами должны контролировать поведение водителей. Когда люди не терпят, а обсуждают проблему, например,  в Интернете, то таких «водил» можно прижать.

Кстати, те же сотрудники инспекции безопасности дорожного движения утверждают, что они пристально мониторят отзывы и комментарии в соцсетях о нарушениях ПДД водителями общественного транспорта.

- Если вы столкнулись с хамством и грубостью со стороны водителя, нужно, во-первых, обратиться к его работодателю (информация о нём должна обязательно находиться в салоне общественного транспорта), во-вторых - в управление транспорта администрации Иркутска, - советует юрист Ксения Полянская. - По вашему обращению проведут проверку, в случае подтверждения фактов, водителя должны привлечь к дисциплинарной ответственности. Если водитель курит во время движения, он нарушает ст. 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и его могут оштрафовать на 500-1500 рублей. Штраф за разговор по телефону за рулём предусмотрен статьёй 12.361 Кодекса об административных правонарушениях и составляет 1500 рублей. Эта сумма превышает стоимость самой дешёвой беспроводной гарнитуры практически в 3 раза.

Быть сдержанным, соблюдать моральные нормы, но самое главное - чувствовать ответственность за безопасность и жизни пассажиров водителя можно приучить, как бы странно это ни звучало. Но при этом стоит помнить, что главный метод борьбы с хамством - собственный пример. В любой ситуации будьте вежливы сами.

Законы для водителей писаны

Права и обязанности водителей прописаны в федеральном законе «О безопасности дорожного движения».

Постановление правительства РФ от 14.02.2009 г. «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Постановление от 23.10.1993 г. «О Правилах дорожного движения», а так же в нормативном акте местного значения.

Правила пользования городским пассажирским транспортом Иркутска (трамвай, троллейбус, автобус), утверждённые постановлением мэра от 06.06.2014 г.

Кто контролирует деятельность по перевозке пассажиров?

Иркутск: комитет городского обустройства администрации Иркутска, тел.: (3952) 52-00-03

Иркутская область: межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятии и Иркутской области, тел.: (3952) 20-98-91

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах