6 апреля они будут отмечать профессиональный праздник - 50-летие со дня образования органов предварительного расследования в системе внутренних дел.
Накануне юбилея мы встретились с руководителем иркутского подразделения - полковником юстиции Светланой Егоровой.
Жизнь на чемоданах
C.Е. : - Наша работа связана с постоянными разъездами, - говорит Светлана Васильевна. - Часто так бывает, что не успеваешь вернуться из одной командировки, как уже снова нужно собираться в дорогу. Новосибирск, Красноярске, Кемерово, Новокузнецк, Улан-Удэ - наши следователи считают за счастье, если очередной поворот сложного уголовного дела приводит их не в захолустье, а в крупный сибирский город, где можно сходить в театр, полюбоваться достопримечательностями. Хотя, конечно, выкроить свободный час для этого бывает очень непросто. На самом деле, служим днём и ночью. Не всякий выдержит такой график. Тем не менее в нашем коллективе стремятся работать следователи из других милицейских подразделений.
«АиФ»: - Считают вашу службу более престижной?
C.Е. :- Это не самое главное. В нашем производстве не бывает неинтересных, рутинных уголовных дел. Это статьи Уголовного кодекса могут повторяться из раза в раз, но люди-то везде разные. Часто мы «имеем дело» с квалифицирующей статьёй 209 УК РФ - когда преступления совершаются в составе банды. Это преимущественно разбойные нападения, не связанные с убийствами, ведь особо тяжкие составы расследует прокуратура, а не милиция.
«АиФ»: - И где у нас в Сибири бандитов «родится» больше?
C.Е. : - Возникают организованные преступные группы стихийно, не могу сказать, что где-то их формирует сама среда - в относительно благополучных территориях бандитов не меньше, чем в депрессивных. Практически одновременно в Приангарье были ликвидированы три банды. Одна орудовала в Иркутске - грабила отделения банков, другая - игровые салоны в Тулуне и Нижнеудинске, а усольские разбойники нападали на предприятия. С каждым разом преступления становились всё более дерзкими, но банды были обезврежены нашими оперативниками до того, как пролилась человеческая кровь… Это, конечно, большая победа для нас. В своё время мы расследовали серию преступлений так называемых удавочников. Группа из 18 молодых преступников нападала в областном центре на водителей такси, чтобы отбирать их машины. У всех преступлений был един почерк: тот из преступников, который садился сзади, накидывал водителю на шею шарф и начинал душить, подавляя сопротивление. Выйти на след преступников милиции не удавалось полтора года, так как разбойники часто меняли состав своих групп и места нападений. В общей сложности мы доказали 30 криминальных эпизодов, преступников приговорили к длительным срокам заключения.
Бес в ребро
«АиФ»: - Вы удовлетворены теми приговорами, что выносят суды вашим «подопечным»? Ещё недавно следователи роптали на слишком мягкое отношение, например, к многодетным цыганкам, промышляющим торговлей наркотиков.
C.Е. : - Могу судить только по конкретным делам. Так, в сентябре 2009 года был вынесен приговор межрегиональной организованной преступной группе, которая занималась изготовлением и сбытом наркотиков растительного происхождения. Вполне детективная история. Несколько лет назад в Чите при попытке сбыта особо крупной партии гашишного масла был задержан бывший житель нашего Шелехова. Преступнику дали шесть лет и отправили по этапу в Иркутск, однако вставать на путь исправления он, как выяснилось, не собирался. Находясь за решёткой, наркоторговец продолжал руководить своими подельниками, более того - организовал поставку гашиша из Читы в Иркутск в ту самую колонию, где отбывал срок. Информация была перехвачена оперативниками, и чтобы разоблачить всех участников организованной группы, в неё внедрили сотрудника милиции. Оказалось, что сырьё для наркотического средства заготавливалась в одной из глухих деревень Республики Бурятия. Дикорастущую коноплю косили и обрабатывали… два местных пенсионера, 1940 и 1944 годов рождения. Даже дедушек суд приговорил к реальным срокам - в районе четырёх лет. А у организатора путём частичного сложения срок заключения увеличился до 10 лет. Нашему следователю, конечно, пришлось поколесить на машине по региону, чтобы подготовить дело к передаче в суд. Представьте только - 300 км от нас до Улан-Удэ, а до деревни, где жили престарелые заготовители наркотиков, ещё 300.
«АиФ»: - Я так понимаю, вашему отделу покоряются не только дальние расстояния, но и пухлые тома…
C.Е. : - Уже второй год мы расследуем уголовное дело в отношение некоей госпожи Жозефины, которая мошенническим путём завладела деньгами около двух тысяч потерпевших. Проживая в поселке Западный за микрорайоном Ново-Ленино, имея непосредственное отношение к руководству этого населённого пункта, то есть пользуясь своим положением, солидная дама собирала так называемые взносы со всех желающих приобрести новые земельные участки под строительство домов. Сначала брала якобы за геодезию по 14,5 тысячи рублей, позднее в приходно-кассовых ордерах с печатью «Западный-2» стали фигурировать суммы в 60 тысяч. До сих пор мы не можем точно сказать, каково общее число обманутых граждан, но незаконная деятельность продолжалась с февраля 2005 года по январь 2009-го. Притом что в декабре 2008 года в отношении подозреваемой уже было возбуждено уголовное дело.
«АиФ»: - Кажется, припоминаю: лет пять назад по совету знакомых, я сам ездил в Западный смотреть участок…
C.Е. : - Предложение на самом деле многим казалось заманчивым - город рядом, цена символическая. Среди потерпевших были даже… милиционеры! Люди продолжают верить в чудо, ничему их «МММ» не научили. Но опять же, разве граждане виноваты, в том, что им с телеэкранов и газетных полос убедительно обещают хорошие проценты с вкладов, а потом в одночасье лишают всех сбережений? Нет тут и вины правоохранительных органов, ведь до последнего момента деятельность злоумышленников абсолютно легальна. В результате несовершенства закона сегодня мы имеем сотни обманутых «Иркутским фондовым центром», «Департаментом займов и вкладов». Последний, как выяснилось, успел причинить ущерб жителям не только Иркутской области и Бурятии, но и Красноярского края. Там сегодня допрошено уже 260 потерпевших. На днях общалась по этому вопросу с руководителем нашей следственной части в Новосибирске. Скорее всего, уголовные дела будут объединены в одно производство. Хочу отметить, наши новосибирские коллеги сегодня более опытны в расследовании подобных преступлений - ведь организаторы финансовых пирамид, как правило, снимают сливки в «милионниках», и лишь затем - в менее крупных городах.
Такого ещё не было
C.Е. : - В течение полтора лет на реке Иркут в районе села Максимовщина продолжалась незаконная добыча песчано-гравийной смеси, - рассказывает Светлана Егорова об очередном резонансном преступлении. - Под предлогом берегоукрепительных работ - о чём был заключён договор с местной администрацией - две фирмы в промышленных масштабах черпали гравий из поймы и продавали его строительным организациям и частникам. Только по документам было добыто 298 тысяч тонн гравия, а доход от реализации составил 19,5 миллиона рублей. Какой ущерб был причинён экологии, никакому счёту не поддаётся!
«АиФ»: - А что же местные власти? Как обычно бывает, закрывали на всё глаза?
C.Е. : - К сожалению, доказать сговор фигурантов уголовного дела с должностными лицами не удалось. Обвинения предъявлены по ст. 171 УК РФ - «Длительное осуществление незаконной предпринимательской деятельности». Мы направили уголовное дело в суд ещё в июне 2008 года, но приговор до сих пор не состоялся.
«АиФ»: - Как и по делу бывшего вице-губернатора Сергея Воронова, обвиняемого в мошенническом присвоении крупной суммы. Кстати, зачем это дело передавали вашему новосибирскому коллеге?
C.Е. : - Это было сделано для объективности расследования, ведь на момент возбуждения уголовного дела некоторые подозреваемые находились у власти и могли оказывать давление. Зато в нашем производстве сейчас находится дело, связанное с приватизацией акций ВЧНГ, находившихся в областной собственности. Речь может идти о присвоении сотен миллионов рублей. Обвинение пока никому не предъявлено, но кто является главным фигурантом - жителям области хорошо известно.