Примерное время чтения: 7 минут
290

Учитель музыки остановила неуправляемый автобус с детьми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ в Восточной Сибири» 31/10/2012
Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ
Кстати
В Усть-Ордынской музыкальной школе, в отличие от многих заведений дополнительного образования, не так остро стоит проблема музыкальных инструментов. Частично она решилась за счёт успехов учеников: среди них есть лауреаты конкурса «Новые имена» и губернаторские стипендиаты, которым помогали с приобретением инструментов. Часть была подарена спонсорами, часть приобретена на деньги родителей. В будущем году школе выделят ещё 1 млн рублей на приобретение инструментов: она вошла в число 15 областных учреждений дополнительного образования, которые получат такое поощрение.

Иркутск, 31 октября – АиФ-ВС. ­ Его пришлось переоборудовать в класс из­за того, что не хватало места,­ говорит Лилия СИБИДАНОВА, учитель музыки из Усть­Ордынской музыкальной школы. Тонкая, хрупкая, похожая на натянутую струну. Прошёл месяц с того момента, как она получила медаль «За спасение погибавших», и полтора года с того момента, как она спасла четырнадцать жизней.

- У меня одна просьба к водителям: чтобы они не садились за руль, если не могут ручаться за своё здоровье, за исправность своего автомобиля, - эта женщина может себе позволить обращаться хоть ко всем водителям мира. В апреле прошлого года она смогла остановить неуправляемый автобус с детьми, ехавшими на гастроли в соседние Осу и Бохан. Во время движения шофёр потерял сознание и машину понесло в кювет. Учительница в считанные секунды успела пробежать через весь салон, через маленькое окошко пробраться в кабину и нажать на спасительную педаль.

Как пожилой водитель вышел тогда в рейс, до сих пор остаётся непонятным. После ЧП сотрудники МВД выяснили, что потеря сознания произошла из-за… алкогольной интоксикации, а вместо врача шофёра выпустил в рейс механик. Отметки о медосмотре даже не было в путевом листе.

«Это просто везение»

- Сегодня мы с учениками стараемся не вспоминать о том несчастном случае, ведь это страшная страница, и лучше поскорее забыть её. Мне кажется, виной всему безответственность водителя, который знал о состоянии своего здоровья - так называемый человеческий фактор, - размышляет наша героиня.

«АиФ в ВС»: - Но ведь было два человеческих фактора! Если бы не вы…

- Мне кажется, это скорее везение. Когда автобус понесло в кювет, его резко тряхнуло, инструменты полетели на пол, многие ушиблись, кричали, были в шоковом состоянии. Началась паника. А я как раз в тот самый момент встала, чтобы поправить инструменты, поэтому не ударилась, не запаниковала, не потеряла сознание и могла думать и действовать. Не мне одной пришла мысль остановить машину, я услышала крики женщины, ехавшей с нами: «Я не знаю, где тормоз!» У моих «жигулей» похожая механика, поэтому я быстро сориентировалась и нашла нужную педаль, - рассказывает самоотверженная женщина. Ни слова о том, что было тяжело, больно или страшно. Ни слова о том, как сложно на полном ходу пролезть в маленькое окошко к водительскому месту, чтобы добраться до спасительной цели.

Теперь к музыкальным наградам Лилии Сибидановой прибавились немузыкальные - грамота «За личное мужество и героизм» от работников милиции, швейцарские часы - от районной администрации и медаль «За спасение погибавших» - от всей страны.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

Впрочем, в рабочем кабинете учительницы ничего не напоминает о подвиге - аскетически чистый стол, старенькие фортепиано. На стенах - фотография и грамоты её мальчишек - эстрадного коллектива «Регтайм», что ехал на те самые злополучные гастроли. Недавно их успехи отметили на музыкальном конкурсе в Шелехове, а несколько лет назад предыдущий состав «Регтайма» стал дипломантом музыкального фестиваля во Владивостоке.

Правда, сегодня заниматься музыкой детским ансамблям и оркестрам из Усть-Орды стало сложнее. Лилия Прокопьевна рассказывает, что с начала девяностых здешняя «музыкалка» располагалась в здании окружного суда. А четыре года назад музыканты были вынуждены сменить прописку и переехать в помещение бывшего парткома. Места не хватает катастрофически. Педагог проводит экскурсию по школе. Многие инструменты ещё застали советский режим, а бывший склад, действительно, из-за недостатка места приходится использовать и как классную комнату - между антресолей с инструментами стоит детский стульчик. Главная же проблема Усть-Ордынской «музыкалки» сегодня - в том, что после переезда дети лишились концертного зала. Раньше его роль выполнял зал судебных заседаний.

Репетиция - раз в месяц

Досье

Лилия Сибиданова родилась в улусе Улан Баяндаевского района. Окончила школу в посёлке Усть-Ордынский, затем - иркутское училище искусств и Восточно-Сибирский государственный институт культуры по специальности «народное музыкальное творчество». С 1988 года - преподаватель музыкальной школы в посёлке Усть-Ордынский.

- Крупные коллективы - оркестры, ансамбли должны иметь возможность хотя бы раз в неделю собираться вместе, репетировать на сцене, где совсем иное звучание, нежели в классе, - объясняет проблему Лилия Сибиданова. - А у нас в школе нет даже обычного класса нужных размеров, где весь состав мог бы регулярно репетировать. При этом только детских ансамблей у нас девять. Музыкантам нужно собираться вместе хотя бы раз в неделю, на самом же деле это получается у них не чаще раза в месяц. Чтобы поиграть на сцене Дома культуры, расположенного в нашем посёлке, нужно арендовать большой автобус, погрузить в него инструменты, проехать через половину посёлка, потом проделать обратный путь… Во многом нам идут навстречу: администрация, например, выделяет автобус, водитель помогает грузить тяжёлые инструменты, но при этом всё равно нет нужного результата, - продолжает педагог. - По федеральным государственным требованиям с 2013 года наличие собственного концертного зала станет обязательным требованием для музыкальных школ. И это правильно, потому что, например, дети должны иметь возможность регулярно выступать хотя бы перед родителями. Музыкальное образование очень много даёт ребёнку: учит его держать себя на публике, абсолютно на новом уровне общаться с людьми, уметь слушать классику… Ведь классическая музыка рассчитана на достаточно искушённого, подготовленного слушателя.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

«АиФ в ВС»: - А возможность, вернее невозможность выезжать на гастроли, сегодня тоже одна из главных проблем для провинциальных музыкальных школ?

- Возможность выезжать на гастроли у нас есть. Мне кажется, те, кто заинтересован, всегда её обнаруживают. Можно сидеть на одном месте, а можно выражать себя, искать и находить варианты. У нас в школе, например, преподаёт заслуженный работник культуры РФ Аграфена Кожевникова. Её ученики уже стали лауреатами многих всероссийских конкурсов, получают губернаторскую стипендию, замечены на «Новых именах». Сейчас они на гастролях в Москве, там проходит Всероссийский конкурс «Москва - Байкальск транзит». Мне кажется, в наше время географическое местонахождение вообще теряет важность, - улыбается Лилия Сибиданова.

И глядя на неё, такую тоненькую, похожую на школьницу, хочется добавить: главное, чтобы не теряло важность то, что заставляет ради других забыть о себе. Даже если больно, страшно и тяжело.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах