Примерное время чтения: 7 минут
125

По маршруту обновления. Системе пассажирских перевозок нужны преобразования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Восточной Сибири 13/07/2022
Депутаты Законодательного собрания побывали с рабочим визитом на автотранспортных предприятиях.
Депутаты Законодательного собрания побывали с рабочим визитом на автотранспортных предприятиях. Законодательное собрание Иркутской области

Необходимо ускорить разработку комплексной схемы организации дорожного движения, уверены депутаты Законодательного собрания Иркутской области. Они побывали с рабочим визитом на автотранспортных предприятиях Иркутска и Ангарска. Пообщались с представителями муниципалитетов, чтобы понять, какие проблемы существуют в отрасли пассажирских перевозок в регионе.

«Тема общественного транспорта всегда была и остаётся крайне актуальной, - подчёркивает спикер областного парламента Александр Ведерников. - Этими услугами ежедневно пользуются тысячи людей - ездят на работу, учёбу, по делам. У отрасли в нашей области есть свои сложности. Мы специально отправились на предприятия, чтобы на месте узнать, какие есть проблемы и какая конкретно помощь нужна».

Зоопарк решений

Первая остановка большой делегации - иркутская «Автоколонна 1880». Генеральный директор Эдуард Косарев рассказал депутатам, что около 60% автопарка предприятия, к сожалению, уже изношено - в этом году автоколонне исполняется 55 лет. Однако перспективы развития всё-таки есть - перевозчик планирует закупить 11 автомобилей небольшой вместимости и пять больших автобусов в лизинг сроком на пять лет, один вместительный автобус приобретёт на собственные средства. По итогам прошлого года благодаря поддержке регионального правительства предприятие впервые получило прибыль в 11 миллионов рублей.

При обсуждении организации перевозок, Александр Ведерников заинтересовался вопросом льготного проезда на транспорте. Эдуард Косарев рассказал, что сейчас идёт разработка карт для льготного проезда на транспорте.

«Сегодня льготные перевозки для отдельных категорий граждан осуществляются почему-то сразу по трём разным социальным картам. И туда, кстати, не входят междугородные перевозки. И вот мы зачем-то создаём ещё одну программу с ещё одной картой. Это зоопарк решений, - возразил Александр Викторович. - А ведь есть практика других субъектов Федерации, где по карте «Мир» осуществляется весь учёт предоставляемых льгот. На одну карту записываются все профильные, внутригородские и междугородные перевозки. Пассажирам при этом не нужно ломать голову и тащить с собой миллион карт. И не надо тратить бюджетные деньги, а это десятки миллионов рублей, которые выплачиваются частной компании - эмитенту социальных карт».

Следующая остановка - Ангарск. Здесь депутаты сначала отправились в МУП «Ангарский трамвай». Вместе с руководством предприятия они выясняли причины убыточной работы, искали пути решения проблем.

По словам директора МУП «Ангарский трамвай» Романа Лотоцкого, пассажиров ежедневно обслуживает от 13 до 15 вагонов из 27 имеющихся на предприятия. Общая протяжённость трамвайных путей в городе - 65 километров, из-за их износа подвижной состав приходится часто ремонтировать. Реконструкция требуется трети всех путей, что обойдётся администрации почти в один миллиард рублей. При этом ездит на трамвае крайне маленькое количество жителей, потому как основное население добирается на работу на автобусах. 

Ангарские трамваи сейчас рассматриваются скорее как историческая память, и есть распространённое мнение, что экономически выгоднее было бы убрать этот вид транспорта вовсе. Александр Ведерников подчеркнул, что такое решение необходимо принимать только с учётом мнения жителей города, ведь «пустить под нож» предприятие проще всего, а это совершенно изменит облик города.

Депутаты тем временем сделали несколько предложений, которые могли бы помочь предприятию остаться «на плаву». Например, сократить трамвайный маршрут втрое, оставив лишь одно-два направления в центре города. 

«Также можно неплохо зарабатывать на сдаче в аренду оптоволокна, проходящего по несущим опорам, - заявил депутат Заксобрания Сергей Бренюк. - Городской округ получает за счёт этого в год около 6 млн рублей, в то время как Усолье-Сибирское и Иркутск и того больше - около 10-30 млн рублей».

Отлаженная система

В Ангарске парламентарии встретились и с руководством ОАО «Автоколонна 1948». Генеральный директор предприятия Сергей Шарков на деле показал, как работает отлаженная система пассажирских перевозок. 

«Весь транспорт в автопарке отечественный, одного типа и модели, оснащён системой слежения, а также аудио- и видеозаписи, - рассказал Шарков. - Для пассажиров работает удобное приложение, которое с точностью до минуты показывает, когда прибудет нужный транспорт, а также есть call-центр». 

Основной проблемой директор считает низкий пассажиропоток на садоводческих маршрутах. Почти 80% садоводов, пользующихся транспортом, - льготники, которые не оплачивают проезд. Эти средства возмещаются из бюджета только через три месяца. Раньше не допустить финансового разрыва помогал высокий поток на внутригородских маршрутах, однако в последние годы доход от них не позволяет компенсировать разницу. Кроме того, Сергей Шарков обратил внимание на отсутствие амортизационных отчислений из бюджета региона на содержание предприятия. Эти средства, по его словам, можно было бы направлять на обновление автомобильного парка, который устаревает без резервного фонда гораздо быстрее.

Новые автобусы не спасут ситуацию

Также депутаты Законодательного собрания вместе с мэром Иркутска Русланом Болотовым посетили МУП «Иркутскавтотранс». Градоначальник напомнил, что в этом году автопарк предприятия пополнится сразу 40 новыми одинаковыми низкопольными автобусами большой вместимости. Транспорт отечественного производства доставят в Иркутск уже осенью.

«Мы хотим закрыть этими автобусами дальние кольцевые маршруты. Один такой автобус заменит как минимум два ПАЗика», - говорит Руслан Болотов.

Руководитель предприятия Алексей Колмаков рассказал, что на балансе города находится 192 автобуса разного класса и вместимости. По его словам, это неправильно, ведь удобнее обслуживать технику одного типа и модели.

Несмотря на частичное обновление парка, в областном центре всё же существуют серьёзные проблемы. Например, с финансированием отрасли - транспорт закупается в лизинг, а также с дублированием маршрутов - слишком много разномастного неудобного транспорта ходит по одним и тем же маршрутам, хотя можно было бы распределить нагрузку, пустив вместительные автобусы по разным направлениям.

Позже на совещании Александр Ведерников отметил, что как можно скорее необходимо разработать комплексную схему организации дорожного движения в Иркутской области. Она нужна для участия в федеральных программах по развитию общественного транспорта и обновлению подвижного состава.

«Многие регионы уже сделали этот документ и сейчас находятся в числе передовых, а мы отстаём в этом отношении. Из-за этого пока наши соседи получают новые автобусы и троллейбусы, Иркутск вынужден покупать их в лизинг», - говорит Александр Викторович.

В своём выступлении перед депутатами министр транспорта и дорожного хозяйства региона Максим Лобанов отметил, что разработка комплексной схемы организации дорожного движения началась ещё в 2020 году. На региональном уровне она уже принята. В ближайшее время будет определён подрядчик для разработки документов транспортного планирования для Иркутской агломерации. Средства на эти цели предусмотрены в бюджете на 2022 год, работу завершат до конца 2024 года.

Что касается возмещения средств транспортным предприятиям по льготному проезду граждан, то, по словам министра, до недавних пор проблема существовала, но сейчас оплата проходит вовремя.

«Идёт работа над созданием системы расщепления платежа, чтобы при оплате проезда льготной категорией граждан предприятие получало все деньги сразу», - говорит Лобанов. 

Александр Ведерников в свою очередь напомнил, что необходимо проработать систему оплаты проезда с применением платёжной системы «Мир» для льготных категорий пассажиров.

Неприятная тенденция

На заседании в ЗС выступили представители муниципалитетов. Так, мэр Усть-Илимска Анна Щёкина пожаловалась на отсутствие межмуниципальных маршрутов по целому ряду направлений.

Заммэра Ангарского городского округа Андрей Сафронов подчеркнул, что в городе есть неприятная тенденция к снижению пассажиропотока. Также он пообещал провести, как и советовал спикер Заксобрания, обсуждение дальнейшей судьбы МУП «Ангарский трамвай». Кроме того, Сафронов попросил сохранить финансирование льготных перевозок на автобусах в удалённые территории.

Заммэра Иркутского района Екатерина Емельянова заметила, что для района главной проблемой является нерентабельность маршрутов из-за удалённости населённых пунктов и небольшой численности их жителей.

Затронули парламентарии и тему северных территорий, отметив, что там особенно остро стоит вопрос не транспорта, а дорог - они в плачевном состоянии. 

«Необходимо выработать комплексные и эффективные подходы к решению проблем транспорта, - подчеркнул в конце заседания председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Николай Труфанов. - Прошу коллег направить свои инициативы и замечания ко мне в комитет. При подготовке повестки муниципального часа мы внесём их в виде предложения для правительства».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах