Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Примерное время чтения: 6 минут
689

Подарок от Ильюшина. Как лётчик Гофман всю войну летал на одном самолёте

Весь свой боевой маршрут Генрих Гофман пролетал на одной машине, верном Ил-2.
Весь свой боевой маршрут Генрих Гофман пролетал на одной машине, верном Ил-2. Музей обороны Севастополя

Однофамилец знаменитого писателя-романтика Генрих Гофман с детства мечтал о небе, но не мог представить, что ему придётся пройти через самые ожесточённые воздушные сражения Великой Отечественной войны и стать Героем Советского Союза. О подвигах лётчика и его судьбе читайте в материале irk.aif.ru.

Мечты и реальность

Генрих Борисович Гофман родился 28 февраля 1922 года в Иркутске, в семье служащего. Через некоторое время его семья переехала в Москву, и в школу мальчик пошёл уже в столице. Генрих грезил небом с юных лет, как многие его сверстники — но грезил активно: параллельно с учёбой в школе он успешно завершил курс обучения в Дзержинском аэроклубе. По комсомольскому набору в июле 1940 года парень вступил в ряды Красной Армии — и его, конечно же, отправили в военно-авиационную школу в Беларусь.

Генрих навсегда запомнил 22 июня 1941 года и небо в глазах погибших товарищей — в тот день их аэродром атаковали фашистские самолёты, и из 170 мальчишек-курсантов в живых остались меньше половины. Путь выживших лежал в Оренбургскую область, где курсант Гофман в 1942 году окончил Чкаловскую военную школу лётчиков. Его боевой маршрут начался в Приволжском военном округе — Генрих перегонял штурмовики Ил-2 на Сталинградский фронт.

Всю войну на одном самолёте

В апреле 1943 года, сержант и командир звена 190-го авиаполк Гофман продемонстрировал исключительную находчивость. Во время потери ориентировки ведущим шестёрки «Илов», Генрих оперативно оценил ситуацию, учёл критически малый запас горючего, уверенно занял место ведущего и благополучно привел группу боевых машин на свой аэродром. За выполненные боевые задачи, 10 результативных вылетов, проявленную смелость и находчивость пилот получил свою первую награду — орден Красной Звезды.

В период освобождения Крыма и Севастополя весной 1944 года лейтенант Гофман уничтожал боевую технику, артиллерию и подразделения противника. Лавируя под плотным зенитным огнем, 15 апреля он подорвал вражеские склады с боеприпасами и вызвал масштабные пожары. Возглавляя группу «Илов», Гофман летал в Севастополь, где с товарищами обрушивал массированные бомбовые атаки на скопления неприятельских войск. В боях за Балаклаву лётчик взорвал склад боеприпасов и подавил точки зенитной артиллерии. Всего за период Крымской наступательной операции Генрих совершил 46 результативных вылетов.

Восхитившись отвагой лётчика и тем, что он смог сохранить боевую машину во всех вылетах, Сергей Ильюшин лично подарил ему свой новый самолёт Ил-10.
Восхитившись отвагой лётчика и тем, что он смог сохранить боевую машину во всех вылетах, Сергей Ильюшин лично подарил ему свой новый самолёт Ил-10. Фото: Центральный музей Военно-Воздушных Сил

К августу 1944 года на счету старшего лейтенанта Гофмана значилось уже 96 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника, железнодорожных станций и складов боеприпасов. За мужество, отвагу и героизм он был удостоен высшей награды — звания Героя Советского Союза. При этом весь свой боевой маршрут — от рядового летчика-сержанта до командира эскадрильи — Генрих Гофман пролетал на одном и том же самолёте Ил-2. На корпусе боевой машины к концу войны насчитывалось 600 пробоин, но верный «Ил» продолжал оставаться в строю. Узнав об этом, авиаконструктор Сергей Ильюшин лично подарил отважному авиатору своё новое детище — самолёт Ил-19.

Литература и трагедия

После войны Генрих Гофман окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию и с 1953 по 1962 годы обучал будущих офицеров на Центральных стрелково-тактических курсах усовершенствования офицерского состава «Выстрел». Выйдя в запас в 1962 году в звании полковника, лётчик посвятил себя ещё одному юношескому увлечению: литературе. Фронтовые дневники и заметки превратились в множество произведений о лётчиках, парашютистах, планеристах, а в 1966 году Гофмана приняли в Союз писателей СССР.

Женой Генриха Борисовича стала Майя Гольденберг — двоюродная сестра известного советского композитора Марка Копытмана. В семье родились двое сыновей — Виктор и Александр. По горькой иронии судьбы, супруга лётчика, живым вернувшегося из страшных воздушных боёв, трагически погибла в мирное время в авиакатастрофе — в 1973 году при заходе на посадку в Праге пассажирский лайнер Ту-154 потерял управление и взорвался, упав на землю.

Старший сын Виктор стал поэтом — окончил Литературный институт в Москве, вступил, как и отец, в Союз писателей. Но его жизнь тоже окончилась трагически — в 2015 году 65-летнего Виктора Гофмана нашли убитым в его московской квартире, ограбленной людьми, позарившимися на коллекцию монет и медали Генриха Борисовича. Герой войны умер за двадцать лет до этого, в 1995 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах