Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Примерное время чтения: 13 минут
2546

С 90-х не изменились? Что происходит на китайских рынках в России в 2025-м

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 29. АиФ в Восточной Сибири 16/07/2025
В будний день покупателей на рынках мало.
В будний день покупателей на рынках мало. / Анастасия Козырева / irk.aif.ru

Китайка, Шайнхай-сити, Перовка — всё это названия вещевых рынков в Иркутске. Эти места — своего рода вселенная — они тоже появились из хаоса, только 90-х. Сейчас мест, где можно купить одежду, стало намного больше, значит, количество конкурентов увеличилось. Можно ли найти что-то хорошее по карману на китайских рынках Иркутска, проверил корреспондент irk.aif.ru.

Зарплата придёт — приходи и ты

«Китай-город» находится на Челябинской улице Иркутска, это в Марата, далеко не центр, и, чтобы туда попасть, нужно проехать на специальной маршрутке. Ждать её придётся около 20 минут, но машина наполняется людьми за считаные минуты полностью. Все едут на рынок. Уже появились и умельцы, которые на микроавтобусах ловят попутчиков, цену, конечно, ставят повыше.

Тишина и продавцы вдоль павильонов — примерно такая картина встретила меня на рынке. Редкие торговцы ещё кричали вслед свои предложения о лучшей в жизни покупке — большая часть ждёт, когда к ним подойдут покупатели и только тогда начинают рекламу. Но и здесь хватать вас за руки и умолять сделать покупку никто не будет. Это уже старо, сейчас так не делают. Продавцы оценивают человека, перекидываются парой фраз и только потом решают, стоит ли тратить время, вдруг он не планирует ничего покупать?

— Всё есть и детям, и мужчинам, и женщинам. Чего хочется? Цены хорошие, дешевле не найдёшь и качества такого нет, — кричит мне в лицо харизматичный продавец.

— Я сегодня прицениваюсь, завтра зарплата, — и тут меня резко обрывают.

— Зарплата придёт, приходи, обуем, оденем. По последней моде! — и торговец (он из Средней Азии) отходит к другим потенциальным покупателям. Это был будний день, поэтому возле его павильона никого кроме меня не было. Китайцы куда вежливее, хотя тоже не особо разговорчивы.

На китайском рынке можно найти всё.
На китайском рынке можно найти всё. Фото: irk.aif.ru/ Анастасия Козырева

Эксклюзив приехал, только тебе отдам

«Шанхай-сити», место в центре города. И цены тут соответствующие. В «Китай-городе» кроксы (популярная сейчас резиновая модель обуви) стоят 400 рублей, здесь — 600. Но у них есть разница — на «Шохе»" на них есть украшения, детали.

«Новый привоз, распаковываю при тебе, — говорит продавец. — Здесь почти все из бывших республик СНГ, китайцев почти не встретишь. — Эксклюзив приехал, только тебе отдам».

И действительно, коробка только пришла.

Товар есть и фабричный, и кустарного производства.
Товар есть и фабричный, и кустарного производства. Фото: irk.aif.ru/ Анастасия Козырева

Что касается одежды, кажется, наценка здесь, по сравнению с китайским рынком на отшибе, 1000-1500 рублей. Другое дело, что в центре города стараются выставлять что-то более «эксклюзивное». А из-за того, что товар в центре города выглядит «побогаче» — цены могут казаться более высокими.

Продавцы уже более разговорчивые — и товар покажут, и сразу скидки предложат. Но к деньгам мы ещё вернёмся.

«Давай поторгуемся, не уходи!»

Перовский рынок — находится рядом с «Шанхай-сити», тоже в центре Иркутска, но под открытым небом. Здесь, как только ты проходишь — на тебя нацеливаются десятки любопытных глаз продавцов. Расскажут тебе всё и сразу, моментально предложат поторговаться и поинтересуются твоими предпочтениями, вкусами, диалог с ними может завязаться надолго.

«А вы вообще откуда? Местная или приехала? — остановил меня и устроил допрос предприимчивый торговец, продающий вещи для мужчин. — Учишься, работаешь? Мужчинам что-нибудь нужно?»

Цены на Перовском рынке ничем не отличаются от тех, что на «Шанхай-сити». А вот вещи - да. Словно какой маркетолог распределил товар (а, может, так и есть?) Вроде босоножки — но другая модель. Кроссовки — то же самое. Даже футболки, джинсы и платья отличаются.

На китайский рынок люди едут за покупками специально.
На китайский рынок люди едут за покупками специально. Фото: irk.aif.ru/ Анастасия Козырева

Это — база, классика

Что объединяет эти три разных, на первый взгляд, рынка? Примерочные. Те самые примерочные, когда ты по-настоящему понимаешь, что пришёл на рынок. Плед с картонкой и детский стульчик с маленьким зеркалом за занавеской из старой простыни — это классика. Тут с 90-х ничего в дизайне не поменялось. Правда, в некоторых павильонах побогаче бывают и коврики, и ширмы, и зеркала побогаче — но это редкость.

Основные поставщики товаров — Китай, Вьетнам,Турция.

— А вы откуда привозите, если не секрет?

— Мы ничего в секрете не держим, бирочки не меняем, Китай, как кустарный, так и фабричный. Сейчас ещё у некоторых Россия есть, отечественные товары.

— Просто помню, как нахваливали Турцию, Италию, Испанию.

— Да, товары оттуда тоже есть, но не у многих. Цены соответствующие. Многие не закупают. Китай ничем не уступает.

В выходные покупателей становится больше.
В выходные покупателей становится больше. Фото: irk.aif.ru/ Анастасия Козырева

Продавцы сейчас, как можно выразиться, «соблюдают личные границы» — за руки не хватают, на уступки идут. Некоторые сразу предлагают скидку. В «Китай-городе» большая часть из них — китайцы, по-русски говорят плохо. Но понимать, о каких именно моделях одежды говорит покупатель, им это не мешает. На «Шанхай-сити» и рынке «Перовский» основная часть торговцев — из Средней Азии. Русские продавцы есть во всех трёх точках, но они теряются среди коллег из других стран. Менталитеты абсолютно разные, но на профессиональные качества это никак не влияет.

А ещё бросается в глаза, что на всех трёх рынках — продавцов куда больше, чем покупателей.

— Кошмар, вообще никого нет. В выходные может и приедут — жалуется коллеге русская девушка-продавец.

Продавцы жалуются, что покупатели ушли в маркетплейсы.
Продавцы жалуются, что покупатели ушли в маркетплейсы. Фото: irk.aif.ru/ Анастасия Козырева

— Хотя... Приедут, а смысл? «Денег нет», у всех денег нет. Ходят, смотрят, не берут. Женщина пришла вчера, я весь павильон перевернула — она босоножки искала в полоску, всё перемерила, стояла тут час-два, и знаешь, что? Ничего не купила! Как обычно, — отвечает ей приехавшая из Средней Азии продавщица из павильона с обувью.

Здесь, на рынке — полный интернационал. Всех объединяет одна проблема — как бы что продать. И общий враг — маркетплейсы.

— Да все сейчас в интернете покупают, не понимаю, как так можно вообще: ни пощупать, ни примерить, — устало отвечает ей соседка.

Ясно только одно — если хотите приехать на рынок, чтобы не было толпы — езжайте, как и я, в будни.

А вот торговаться получится не особо!

Во многих случаях фраза «Я у соседа за 500 видел» не работает. Проверила — торговец пойдёт и действительно спросит цену на похожий товар у соседа, а потом они уже вместе вам будут доказывать, что эти модели разные — тут есть стразы, а там нет. Видимо, они договариваются о цене. Есть у товаров золотая середина — футболки стоят около 600 рублей, кроссовки, босоножки — 1200, брюки, джинсы — 1500, платья, комбинезоны — 2500.

Главное правило — чем популярнее, тем дороже. Стоимость может меняться на ходу. Её покупателям называют твёрдо, многие робеют и соглашаются. Но находится человек, который умеет торговаться — тогда начинается самое интересное. На моих глазах умельцы сбивали цену за ботинки на полторы тысячи рублей. Многие вещи «бесценны». Особенно в закрытых частях рынков — там ценников просто нет. Поэтому, если вы хотите найти что-то похожее и сравнить, вам придётся оббегать ни один павильон и не факт, что, когда вы вернётесь, цена на неё не повысится. В каждом из трёх вещевых рынков продавец вам ответит: «Тут конечно брать лучше, там везде дороже». Однако цены в среднем не отличаются. А вот товары, в своём большинстве — да. Стоит ли выбирать какую-то конкретную точку с фразой «там дешевле»? Однозначно нет.

Комментарий специалиста

Оксана Митюкова, преподаватель Байкальского государственного университета:

-По опыту прошедших лет можно сказать, что пандемия очень избаловала людей. Они уже не хотят ездить куда-то, выбирать время, чтобы отправиться в магазины или на рынок, искать там вещи несколько часов. Покупатели оценили плюсы того, что их покупки привозят если не к ним в дом, то в ближайший подъезд, в котором есть пункт выдачи.

Когда человек пользуется маркетплейсом, ему не нужно выходить из дома, он может выбрать ту ценовую категорию, которая его устроит. Может добавлять свои критерии, листать ленту, смотреть, что ему предлагают. Ещё один немаловажный фактор — наличие отзывов, которые можно посмотреть онлайн. Шоппинг в привычном понимании слова, когда вы ходите по павильонам в поисках нужного, всё меньше и меньше распространён.

А привычные всем вещевые рынки можно даже назвать отголосками девяностых. Весьма вероятно, что работающие там продавцы уйдут в онлайн- продажи. Сейчас у большинства крупных брендов есть свои сайты, приложения, кто-то ещё и с маркетплейсами сотрудничает, сохраняя при всём этом свои традиционные магазины. Именно поэтому и сами работники торговли понимают, что сейчас практически весь их бизнес уходит в онлайн, а за маркетплейсами постепенно укоренится будущее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах