Примерное время чтения: 9 минут
5480

Ушли на взлете: Об авиакатастрофе 1976 года почти ничего не известно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «АиФ в Восточной Сибири» 17/02/2016
Иркутские авиаторы чтят память своих погибших коллег.
Иркутские авиаторы чтят память своих погибших коллег. / Светлана Латынина / АиФ

Трагедия случилась в профессиональный праздник работников гражданской авиации. Но это не главная «злодейская шутка». «Скорая помощь», которая везла пострадавших в больницу, попала в аварию, и те, кто не погиб в самолёте, скончались на месте ДТП. О катастрофе в советской прессе не написали ни строчки, ведь тогда не придавали огласке такие вещи, лишь «Голос Америки» сообщил о трагедии через несколько дней. А потом о происшествии как-то не вспоминали. Но до сих пор не забывают об этом те, кто чудом уцелел в том 76-м.

Выжившие

Галина Ушакова

Бортпроводница Галина Ушакова - единственный выживший член экипажа рокового рейса 3739 «Аэрофлота». 9 февраля в одну минуту она потеряла одиннадцать коллег. Они похоронены на Радищевском кладбище, на их памятниках указано: «Трагически погиб». Каждый год - все сорок лет - в свой профессиональный праздник иркутские авиаторы приносят цветы на их могилы.

Галине Алексеевне тогда исполнился 31 год, за плечами - почти 11 лет работы в авиации. Она не должна была лететь злополучным рейсом, но пришлось подменить коллегу. Говорит, что никаких предчувствий не ощущала, беды ничто не предвещало, всё шло своим чередом: бортмеханик готовил самолёт, бортпроводники загружали багаж, принимали питание, рассаживали пассажиров, которых, по словам моей собеседницы, оказалось 100 человек. 99 заняли пассажирские кресла, а одного взяли до Новосибирска, усадив на диванчик. В 8 часов 14 минут начали взлетать.

Фото: АиФ

- У меня пуговичка отлетела, и я зашла в закуток, чтобы пришить, вдёрнула нитку в иголку, положила на стол, а когда пиджак снимала, смахнула. Наклонилась - и в это время грохот… Я услышала крики… и потеряла сознание, - вспоминает Галина Алексеевна. - Очнулась в обломках, увидела спасателя, попросила его помочь мне освободить застрявшую ногу и опять потеряла сознание. Второй раз очнулась, когда меня вытащили из обломков, а потом уже только в больнице пришла в себя.

Анатолий Засядко

Галина Алексеевна помнит, что на часах было 8.17, когда всё произошло. Самолёт рухнул сразу после взлёта, но с какой высоты - точной информации об этом нет, по крайней мере - в открытых источниках. В одних указано, что лайнер упал с 30 метров, в других - с 80, в третьих - примерно с 200 метров. Пассажир того рейса Анатолий Засядко, которого нам удалось найти, вспоминает, что когда смотрел на землю из иллюминатора, деревья были размером со спичечный коробок, значит, высота, по его мнению, была уже в несколько сотен метров.

Анатолий Алексеевич, в ту пору молодой преподаватель политехнического института, а ныне профессору ИРНИТУ, летел тем рейсом в Ленинград. Ему удалось спастись одному из первых вместе с другом. Он до сих пор помнит номер ряда - 17-й, в котором сидел. Это почти в конце салона.«Когда фюзеляж разрушился, образовалось открытое пространство - выход в поле, моё сидение как раз подъехало к этому разлому, ремень отстегнулся, и силой инерции меня вытолкнуло наружу, - рассказывает Анатолий Алексеевич. - Когда выскочили, самолёт лежал, одно шасси было оторвано, крыло потеряно, фюзеляж разрушен, двигатель дымился. Страшная картина, от которой мы с другом хотели убежать быстрее и дальше».

В 2011 году, когда исполнилось 35 лет со дня катастрофы, в нашу редакцию пришло письмо от пассажира того рейса Виктора Червонина. Он писал, что в год трагедии ему было 36 лет. Считает, что его жизнь спасла бортпроводница Галина Ушакова. «Помню, я не успел пристегнуться и она, проходя из кабины пилота, сказала мне обязательно пристегнуть ремень. Возможно, это и помогло спастись, - писал Виктор Михайлович. - Ещё тогда остался в живых молодой мужчина - школьный учитель из Харика. Среди уцелевших точно была и молодая девушка, спортсменка. Она, кажется, занималась конькобежным спортом и прилетала в Иркутск на какие-то соревнования. Она получила травму позвоночника, и когда собиралась улетать домой, заходила к нам в палату попрощаться. Возможно, кроме нас был ещё кто-то спасшийся в аварии. О тех событиях до сих пор мы знаем слишком мало…»

Судьба или случай?

Действительно, сведения о катастрофе весьма скудные. Расходятся данные о числе погибших - официально их значится 24, но так же есть информация, что не выжили 70 человек. Достоверно известно лишь, что едва самолёт оторвался от полосы и поднялся в воздух - его накренило. Говорят - пилоты изо всех сил рвали штурвал, чтобы выровнять судно. На вскрытии потом увидели, что у них порваны сухожилия. Известно, что упавшую машину ещё тащило по земле и что пилоты успели отключить топливную систему, иначе бы начался пожар и живых вообще могло не остаться.

Анатолий Засядко считает себя материалистом и своё спасение в страшной катастрофе называет случаем. А вот Галина Ушакова, напротив, уверена, что это судьба. Для неё тот рейс стал последним в профессиональной деятельности: по состоянию здоровья её списали с лётной работы. В больнице она пролежала три месяца, в целом на лечение ушло больше трёх лет. А ведь сначала её даже считали погибшей. Дело в том, что в самолёте оказались три женщины с фамилией Ушакова, и одну из них, которая погибла, перепутали со стюардессой...

Людмила Лаврененко

Подруга Галины Алексеевны - Людмила Лаврененко, тоже бывшая бортпроводница, вспоминает, как искала пострадавшую в клинике:

- Она была в реанимации, меня не пускали туда. А один дядечка - то ли санитар, то ли кто ещё - дал халат, я накинула его, бросила под какой-то диван свои сапожонки и босиком пробежала к ней. Вот так - по-партизански. Когда Галину увидела, мне дурно стало - вся замотана, голова перевязана, нога одна подвязана. А погибший в этой катастрофе командир экипажа Иван Свистунов был хорошим другом моего отца, я тогда впервые видела у папы слёзы на глазах.

В обществе есть мнение, что иркутский аэропорт - это некая аномальная зона, поэтому здесь так часто происходят авиационные катастрофы. Однако ни Галина Ушакова, ни Людмила Лаврененко такую точку зрения не разделяют. Они считают, что у каждой трагедии есть вполне объяснимые причины. Другое дело, что сообщают о них не всегда. Официально причинами катастрофы 1976 года объявлены несимметричная заправка самолёта топливом и ошибки экипажа при взлёте, но участники тех событий считают, что нам так и не сказали, из-за чего же на самом деле упал Ту-104. И мы можем об этом только догадываться.

Катастрофы пассажирских самолётов в Иркутске:

31 декабря 1954 года при взлёте разбился Ил-14 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс из Пекина на Кипр. Погибли 17 человек.

13 июля 1963 года в 2 км от взлётно-посадочной полосы упал Ту-104Б «Аэрофлота». Погибли 33 человека. Сообщалось, что на борту были сотрудники посольства Албании в Китае. А 25 июля 1971 года такой же самолёт жёстко приземлился и загорелся, погибли 97 человек.

3 января 1994 года у Ту-154М авиакомпании «Байкал» после взлёта загорелся двигатель, судно потеряло управляемость и упало в посёлке Мамоны. Погибли 116 пассажиров, девять членов экипажа и один человек, который был на земле.

На месте авиакатастрофы в поселке Мамоны в 1994 году
На месте авиакатастрофы в поселке Мамоны в 1994 году Фото: Из личного архива/ Э. Брюханенко

4 июля 2001 года разбился Ту-154М авиакомпании «Владивосток-Авиа», жертвами стали 136 пассажиров и девять членов экипажа.

9 июля 2006 года аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь» после посадки выкатился за пределы полосы, врезался в постройки и загорелся. Погибли 125 человек.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах